Первые за полвека и вторые во всей истории Московского Кремля раскопки на его территории позволили археологам обнаружить ряд уникальных находок. Среди находок – остатки деревянной мостовой и самая длинная из известных берестяная грамота. Результаты раскопок были представлены на археологической конференции в Суздале.
Как рассказал один из руководителей раскопок, научный сотрудник Института археологии РАН Владимир Коваль, как ни парадоксально, самый центр нашего государства известен археологам меньше, чем многие окраины: «Археологически это, возможно, наименее изученная часть России».
Впервые в истории археологические раскопки в Кремле были проведены в 1959-1960-х годах, когда строилось здание Дворца съездов. «Была хрущевская оттепель, и впервые позволили археологам там работать. Правда, когда они пришли, там уже был котлован. И при работающих экскаваторах археологи делали по краям свои небольшие раскопы, рисовали и фотографировали», – рассказал Коваль.
Тогда в первый раз обнаружили следы первой еще деревянной кремлевской крепости XII-XIII веков, остатки жилищ рядовых людей, которые жили в Кремле. После этих раскопок была создана археологическая служба музеев Кремля: «В ней работали два-три археолога, но они очень активно себя вели, старались присутствовать при любых земляных работах. Очень много было сделано».
Тем не менее, широкомасштабных археологических работ в Кремле с 1960-х годов не было до лета 2007 года, когда удалось получить разрешение на раскопки на территории Тайницкого сада. Здесь археологи сделали два раскопа общей площадью 693 квадратных метра, в ходе исследования которых удалось обнаружить остатки 35 построек, участок деревянной мостовой, большое количество предметов разных эпох – от железного века до XVII столетия – что увеличило археологические коллекции в Кремле в два-три раза.
«Самой значимой находкой была берестяная грамота из 55 строк, написанных чернилами; такого не было даже в Новгороде. Это самая большая известная грамота», – сказал Коваль. Он пояснил, что большое количество грамот, найденных в Новгороде связано с уникальными свойствами грунта – высокая влажность сохраняет органические вещества. В Москве за всю историю раскопок было найдено три берестяных грамоты, и две из них – во время раскопок в Тайницком саду.
«Я думаю, грамот в Кремле было гораздо больше, чем две. Просто они не сохранились. Здесь был редкий случай, видимо из-за большой влажности сохранились, – сказал Коваль. – Студентка, которая нашла грамоту, вовремя позвала начальника участка, и та сразу поняла, что имеет дело с берестяной грамотой. Пришлось звонить новгородским археологам, консультироваться, как сделать так, чтобы она не погибла. Грамоту очистили, завернули в черный полиэтилен, потому что на свету чернила сразу выцветают, и положили в холодильник. Так удалось ее сохранить».
Грамота была разорвана на несколько частей, но все они были найдены. Текст ее был переведен и интерпретирован академиком Андреем Зализняком – ведущим специалистом по древнерусскому языку. Как оказалось, это имущественное распоряжение, связанное с завещанием некоего Турабея, татарина на московской службе. В грамоте также упоминается историческое лицо – игумен Рождественского монастыря.Вторая грамота содержит лишь несколько букв, и смысл этой грамоты, видимо, не удастся понять.
При раскопках были найдено большое количество построек, самые древние из которых относятся ко второй половине 13-го века. Вместе с тем, были обнаружены следы, относящиеся к значительно более ранней эпохе: «Мы нашли материальные остатки эпохи раннего железного века, Дьяковской культуры. Это с VIII века до н.э. по VI-VII века. Поселения на этом месте в ту эпоху не было, но оно весьма вероятно было чуть выше по склону. А внизу, скорее всего, была хозяйственная зона, туда и мусор выбрасывали, могли пахать, могли пасти скот».
Говоря об итогах раскопок в целом, Коваль отметил, что ученым удалось изучить деревянные постройки в центре Москвы, территории целых усадеб, обнаружить участок сохранившейся деревянной мостовой, которая по конструкции сходна с новгородской – это бревна, уложенные на продольные лаги. По мнению учёного, этот материал поможет создать новую «систему координат» для датирования и определения принадлежности других находок на территории Москвы.
«Поскольку я специалист по керамике, упомяну о большом количестве найденной импортной посуды – была обнаружена керамика из Китая, из Персии, Турции, из Золотой орды. Это показывает, насколько широки были торговые связи. При этом дорогая посуда попадала в дома людей совершенно не знатных, в дома тогдашнего среднего класса. Скажем, очень дорогая чаша золотоордынская была найдена в сгоревшем погребе у людей явно не очень богатых, а она была уже по тогдашним меркам антикварной – ей было 30-40 лет», - рассказал ученый, добавив, что это свидетельствует о том, как много подобных дорогих вещей попадало в Кремль.
Коваль также выразил надежду, что археологам удастся и в будущем продолжить работы на территории Кремля.