Улыбка ребёнка возбуждает «центры удовольствия» в мозге матери

Улыбающееся лицо младенца активизирует в мозге его матери те же центры, что и некоторые наркотики, выяснили исследователи из престижного Медицинского колледжа имени Бэйлора в американском Хьюстоне. В статье, опубликованной в понедельник журнале Pediatrics, ученые описали результаты изучения с помощью томографии активности мозга матерей, когда они разглядывали фотографии детей – собственных и чужих – в разных эмоциональных состояниях.

«Отношения матери и ее младенца имеют решающее значение для развития ребенка. По некоторым причинам, в каких-то случаях эти отношения не развиваются нормально. Пренебрежительное и плохое отношение к ребенку могут оказать разрушительное воздействие на его развитие», - говорит один из авторов статьи доктор Лэйн Стратерн.

Чтобы изучить, как устроены эти отношения, Стратерн и его коллеги попросили участниц эксперимента – 28 впервые родивших матерей с детьми в возрасте от пяти до десяти месяцев – рассматривать фотографии их собственных и других детей, в то время как активность их мозга отслеживалась с помощью магнитно-резонансной томографии. Этот метод позволяет измерить кровоток в мозге. При сканировании области с высоким кровотоком «высвечиваются», что дает исследователям возможность понять, какие области мозга наиболее активны.

Ученые обнаружили, что когда матери смотрели на лица собственных детей, активизировались области мозга, связанные с нейромедиатором дофамином, одним из веществ, ответственных за передачу нервных импульсов. В частности, активизировались передние лобные доли, так называемое черное вещество (substantia nigra) в среднем мозге, полосатое тело и некоторые другие, связанные с эмоциями, познавательными процессами и поведенческими реакциями.

«Это области, которые активизировались в других экспериментах, связанных с наркотической зависимостью. Может быть, что вид улыбающегося собственного ребенка действует как `естественный наркотик'», - отмечает Стратерн. Он добавил, что активность этих областей зависит от выражения лица ребенка.

По словам ученого, самая сильная реакция была на улыбающееся лицо, меньший эффект был от фотографий с печальным или нейтральным выражением. В целом мозг матери реагировал значительно сильнее на лицо собственного ребенка, чем чужого: «Понимание того, как мозг матери реагируют на свое дитя, когда оно улыбается или плачет, может быть первым шагом в понимании нервной основы привязанности матери и ребенка».

Эти данные могут помочь ученым понять особенности связей матери и младенца и то, по каким причинам эта связь может нарушаться.

В МИД Ирана оценили ущерб от сбитых над Исфаханом дронов