Песчинки марсианского грунта, собранные автоматической «рукой» космического аппарата Phoenix Mars Lander, по непонятной пока причине не смогли протиснуться в приёмное окошко прибора TEGA. В настоящее время учёные стараются с помощью камеры, прикреплённой к манипулятору, определить комковатость грунта.
Как показали фотографии, переданные на Землю зондом, автоматический манипулятор успешно выполнил возложенную на него задачу сбора грунта и высыпал образец из совочка на открытое приёмное окошко аппарата TEGA. Тем не менее, датчик, срабатывающий при прохождении частиц грунта по каналу от приёмного окошка к «горшочкам» газоанализатора, не сработал ни разу.
Шторки приёмного окошка позволяют протиснуться внутрь лишь частицам размером не более одного миллиметра, чтобы единственный канал, ведущий к восьми одноразовыми «горшочкам» не забился грунтом. Внутри канала установлен специальный инфракрасный датчик, чем-то напоминающий охранную сигнализацию – когда та или иная частица загораживает инфракрасный луч, пересекающий канал, датчик срабатывает.
Учёные пока не могут с определённостью сказать, что именно произошло. Тем не менее, они полагают, что дело в некоторой комковатости образцов почвы. Возможно, речь также идёт о его смёрзлости.
«Я думаю, дело в комках и в том, что мелких гранул [в образце] оказалось недостаточно», – заявил Рэй Арвидсон из Вашингтонского университета в Сент-Луисе, который отвечает за работу системы сбора грунта, и за это получил прозвище «царь землекопов». – «В будущем нам может понадобиться специально готовить грунт, растирая его автоматической рукой по поверхности перед забором в совочек, а затем рассыпать его над дверкой в небольших количествах».
Другой вариант – перепрограммировать вибраторы внутри инструмента TEGA. В настоящее время их двигатели включают на 5 минут при получении образцов, чтобы помочь частицам грунта ссыпаться в открытое окошко. Кроме того, двухметровой «руке» космического аппарата дана команда внимательнее изучить скомканность грунта – и продолжить расширять раскопанную им в прошлые дни траншею.