Палата представителей национальных меньшинств Эстонии раскритиковала высказывания президента Тоомаса Хендрика Ильвеса в интервью швейцарскому изданию Der Bund, в котором глава эстонского государства назвал русский «языком оккупационной власти».
Представители организации требуют извинений за «неуважительные» высказывания президента «в адрес граждан Эстонии, которые отличаются от вас (президента — «Газета.Ru») своим языком или этническим происхождением».
Члены палаты напоминают, что «в советский период 80% всего управленческого персонала Эстонии состояли из этнических эстонцев, а привилегии нарвской ткачихи ничем не отличались от привилегий мульгимааского колхозника. Так что и эстонский язык может быть, по вашим же критериям, назван «языком оккупационной власти», а эстонский народ — «народом господ».
Представители национальных меньшинств отмечают, что «если в бытовом обиходе смешение понятий «оккупация» и «принудительная инкорпорация» может быть как-то понятно, то некорректное использование юридических терминов главе государства непозволительно».
«Всякие попытки оправдать неравное обращение с национальными меньшинствами в Эстонии, ссылаясь на оккупационное прошлое, неуместны. В цивилизованных странах они расцениваются как проявление расизма и ксенофобии», — считает Палата.
Ее представители отмечают, что «национальные меньшинства, проживающие в Эстонии, не несут никакой ответственности за те деяния, которые совершались в так называемые оккупационные годы. Языки называются национальными, потому что они отражают идентичность и духовный мир того или иного народа».
«Оскорбляя язык, вы оскорбили всех носителей этого языка. Русский язык невиновен в репрессиях, совершенных лидерами большевиков, точно так же, как немецкий язык невиновен в зверствах нацистов», — заявляют в Палате.
Она потребовала от главы государства извиниться перед той частью населения, которую «оскорбительно назвали «народом господ», а их родной язык — «языком оккупационных властей».
В интервью швейцарскому изданию Der Bund президент Ильвес заявил, что русские считают себя дискриминируемыми в Эстонии, потому что они долгое время были народом господ и имели привилегии.
«Теперь, так как у них больше нет привилегий, некоторые люди рассматривают это как потерю», — сказал Ильвес.
Затем Ильвес ответил на вопрос, почему русский язык в Эстонии не признан официальным.
«А почему должен быть? К примеру, мы оккупируем вашу страну, а через 50 лет мы говорим, что вы должны сделать эстонский язык государственным. Оккупационная власть захватывает страну, депортирует сотни тысяч человек в Сибирь и присылает сюда своих людей. И теперь, когда мы, наконец, обрели независимость, должен ли язык оккупационной власти быть вторым языком страны? Не задавайте мне смешные вопросы!» — сказал он.