Британский премьер Дэвид Кэмерон заявил, что по-прежнему будет задавать вопросы об убийстве экс-сотрудника ФСБ Александра Литвиненко российскому руководству, отвечая английскому журналисту, который спросил, не собирается ли он обсуждать экстрадицию подозреваемого в убийстве с премьер-министром Владимиром Путиным.
Этот вопрос был задан на пресс-конференции после переговоров Кэмерона с президентом Дмитрием Медведевым в Кремле. В начале пресс-конференции оба лидера говорили о том, что Россия и Великобритания будут наращивать сотрудничество и обоюдно увеличивать инвестиции в проекты, развиваемые странами. Журналист спросил, можно ли «бить в барабан», рапортуя об инвестициях, если Россия до сих пор не выдала Великобритании человека, которого считают виновным в отравлении Литвиненко.
Журналист также попросил прокомментировать слухи о том, что сам Кэмерон в свое время был «хорошим агентом КГБ».
Услышав этот вопрос, Медведев засмеялся, а Кэмерон поспешил заявить: «Нет, давайте четко скажем, это не так».
Кэмерон признал, что по вопросу об убийстве Литвиненко и экстрадиции подозреваемого в Великобритании в убийстве депутата Госдумы Андрея Лугового «два правительства не согласны».
«Это важный вопрос, и я никоим образом не пытаюсь его замять», — заверил британский премьер.
«Это остается проблемой в отношениях между Россией и Великобританией», — добавил он. «Но это не означает, что мы полностью должны заморозить наши взаимоотношения», — продолжил Кэмерон. По его словам, нужно развивать отношения в тех областях, в которых они будут «в наших взаимных интересах».
«Мы хотим роста инвестиций и рабочих мест, мы хотим прогресса на Ближнем Востоке», — напомнил британский премьер и еще раз повторил, что вопросы по делу Литвиненко британские власти «не откладывают в сторону». «Наше мнение не изменилось, — сказал он, — но мы должны работать, чтобы развивать отношения за пределами этой темы».
Кэмерон напомнил, что из-за дела Литвиненко по-прежнему заморожено сотрудничество российских и британских спецслужб. Об этой проблеме еще до переговоров в Кремле Кэмерон говорил в МГУ. В частности, в университете Кэмерон обещал не забывать о деле Литвиненко и не выдавать России политэмигрантов.
Медведев начал свой ответ с напоминания о том, что 161-я статья Конституции запрещает выдачу российских граждан другим государством. Российские власти напоминают об этом последние пять лет, с тех пор как был убит Литвиненко.
«Нам всем нужно уважительно относиться к нашим правовым устоям», — сказал Медведев. Он добавил, что у России тоже есть «вопросы» к Великобритании, но при этом в Москве не настаивают так жестко на выполнении своих претензий. Медведев прямо не сказал, о каких претензиях идет речь, и еще раз повторил мысль об уважительном отношении к национальному законодательству.
«И перед кем бы ни ставился этот вопрос, ответ будет один. Это невозможно, запомните», — заключил президент, не упоминая при этом премьера Путина, о котором спрашивал журналист. Медведев также прокомментировал тезис журналиста о том, что инвестиции затруднительны в стране, где уровень коррупции очень высок. Президент считает, что невозможно с таким критерием подходить к вопросу об инвестициях.
«Тогда очень трудно будет работать с большинством государств, которые существуют на нашей планете», — пояснил он.
«Открою вам одну тайну: в Британии тоже (есть коррупция — «Газета.Ru»)», — добавил президент Медведев, признав, что коррупция в России «носит масштабный характер» и что нужны «системные меры», но «не чтобы понравиться иностранным инвесторам», а ради развития страны.
Под конец Медведев прокомментировал ту часть вопроса, в которой журналист намекнул на связи Кэмерона с КГБ.
«Я уверен, что Дэвид был бы очень хорошим агентом КГБ, но в этом случае он никогда бы не стал премьером», — пошутил Медведев.
Пресс-конференцию в прямом эфире показывал телеканал «Россия 24».