Картина австрийского художника Эгона Шиле «Дома с пестрым бельем» была продана в среду вечером на аукционе Sotheby's в Лондоне за рекордные $40,1 миллиона. , Полотно было выставлено на продажу венским Музеем Леопольда для сбора средств на уплату отступных в споре о реституции.
Работы Шиле не так часто появляются на торгах, тем более картины из музейных собраний. Предыдущий рекорд стоимости работ австрийского мастера был установлен в 2006 году, когда полотно «Одинокий дом» или «Особняк» было продано за $22 миллиона на аукционе Christie's.
Городской пейзаж Шиле - одна из немногих столь знаменательных работ художника, которая до сих пор оставалась в частной коллекции - коллекции музея известного любителя искусства Рудольфа Леопольда. Картина была написана в городе Чешски Крумлов, куда на какой-то период Шиле перебрался вместе со своей любовницей и любимой моделью Валери Нойциль, известной как Валли.
Эта картина - яркий образец самого пика недолгого творчества художника, который скончался от гриппа в 1918 году в возрасте всего 28 лет. «Дома с пестрым бельем» в год создания, в 1914 году, приобрел друг и покровитель Шиле Хенрик Болер, а в 1952 году его вдова продала картину коллекционеру и основателю венского музея частной коллекции Рудольфу Леопольду.
Как отметил управляющий директор музея Петер Вайнхойпль, слова которого приводятся в сообщении, продажа одной из центральных работ собрания поможет музею «продолжить путь к достижению своих целей». Он не уточнил, каких именно, однако, по сообщениям западных СМИ, Музей Леопольда выставил столько значимое полотно на продажу, чтобы собрать средства на выплату отступных по затянувшемуся спору о реституции.
Музей не раз оказывался в центре громких скандалов, связанных с попытками потомков различных коллекционеров и художников вернуть произведения, конфискованные фашистами. Продажа «Дома с пестрым бельем» якобы должна выручить средства для уплаты за картину «Портрет Валли», изображающую любимую натурщицу Шиле. По достигнутым летом 2010 года соглашениям, музей должен выплатить крупную сумму потомкам австрийского арт-дилера Лее Бонди Ярай, которая из-за своего еврейского происхождения была вынуждена покинуть Австрию в конце 1930-х годов, ее собрание было украдено нацистами, а после попало к Леопольду.