Все воплощения «живых будд» должны будут с 1 сентября проходить утверждение в органах государственной власти КНР, говорится в утвержденном положении Госуправления КНР по делам религий. Новая практика нацелена на последователей тибетского буддизма. В этом учении глубоко укоренена теория перевоплощений, восходящая к основателю школы гелук Цонгкхапе Лопзанг Тракпе (1357-1419).
Две высшие должности в этой школе (ставшей в 17 веке в Тибете государственной) - далай-лама и панчэн-лама. Старший из двух, далай-лама, считается воплощением бодхисатвы Авалокитешвары, а панчэн-лама - воплощением будды Амитабы.
После смерти они (через девять месяцев) воплощаются в младенцах мужского пола, которых избирают после строгой проверки и ритуалов.
Помимо далай-ламы и панчэн-ламы считается, что перерождаются и другие, менее знаменитые, хотя и заслуженные, буддистские монахи. Все эти лица считаются «живыми буддами».
Введенное китайскими властями положение предполагает, что все реинкарнации должны быть утверждены местным правительством, либо Госуправлением по делам религий, либо непосредственно Госсоветом КНР - в зависимости от «славы и влиятельности живого будды в религиозных кругах», говорится в документе.
Положение подчеркивает, что подавать заявки на утверждение реинкарнации могут лишь официально зарегистрированные организации, занимающиеся тибетским буддизмом и способные оказывать материальную поддержку «живым буддам».
Нынешний Далай-лама 14-й с конца 50-х годов 20 века находится за пределами Тибета, покинув его после подавления китайскими войсками антикоммунистического восстания. Официальный Пекин называет нынешнего Далай-ламу «сепаратистом», не считает его религиозным деятелем и де-факто отказывается вести с ним переговоры до того, как Далай-лама «на деле» откажется от идеи «независимости Тибета».
В западных СМИ выдвигается версия, что Пекин специально затягивает переговоры с тем, чтобы, когда нынешний Далай-лама скончается (ему уже 72 года), выбрать нового духовного лидера тибетцев, но уже лояльного китайским властям.
Между последователями Далай-ламы и китайскими властями уже происходил конфликт по поводу кандидатуры нового Панчэн-ламы. В 1995 году Далай-лама и Пекин выбрали разных кандидатов на «должность» Панчэн-ламы (прежний скончался в 1989 году).
В результате шестилетний мальчик, названный Далай-ламой, внезапно исчез из публичного внимания. Международные правозащитные организации высказывали тревогу, что мальчик находится в строгой изоляции, и назвали его самым молодым политическим заключенным.
Одновременно с публикацией нового положения в Китае в западных СМИ появились неподтвержденные данные о столкновениях в населенных тибетцами районах КНР. По этим сведениям, десятки человек были арестованы на юго-западе провинции Сычуань за публичные призывы к возвращению из ссылки Далай-ламы и демонстрации с требованием большей религиозной свободы.