В высоком суде Лондона начался третий день допроса Романа Абрамовича, который выступает ответчиком по иску Бориса Березовского на $5 млрд, и началось все с того, что Абрамович не стал отрицать, что Березовский уговорил экс-главу компании ЮКОС Ходорковского отказаться от приобретения акций «Сибнефти».
Накануне Абрамович признался, что деньги на покупку «Сибнефти» ему дали «дочки» самой «Сибнефти» — с их руководителями удалось договориться до аукциона. Сейчас адвокат Березовского Лоуренс Рабинович продолжает выступать с доказательствами того, что роль Березовского и его делового партнера Бадри Патаркацишвили в развитии бизнеса Абрамовича была «исключительной».
В частности, обсуждая детали проведения аукциона по приватизации 49% акций «Сибнефти», Рабинович упомянул Ходорковского, к тому времени владельца банка МЕНАТЕП, заявив, что Березовский и Ходорковский договорились, что структура Ходорковского подаст заявку «чуть ниже» заявки Абрамовича.
«Березовский и Ходорковский вполне могли об этом договориться. Но все документы по заявке готовил Кагаловский (вице-президент МЕНАТЕПа), — заявил в ответ на это Абрамович.
Прямую трансляцию из суда ведут корреспонденты «Ведомостей» и РАПСИ.
Речь на допросе идет о трех денежных аукционах по приватизации 49% акций «Сибнефти». На первом из них 12,22% компании приобрела компания Runicom, 98% акций которой, по словам Абрамовича, принадлежали ему.
Рабинович поинтересовался, правильно ли, что «Руником», начиная с 1996 года была единственным покупателем нефти, производимой «Сибнефтью», при этом нефть шла на запад (в 1996 году Абрамович зарегистрировали Runicom Limited на Гибралтаре). Абрамович заявил, что точно этого не помнит.
Согласно документам, которые имеются у адвоката Березовского, оборот «Руникома» к 1994 году составлял уже $350 млн, в то время как прибыль составляла $10 млн. Однако Абрамович утверждает, что компания зарабатывала на логистике и бартере, а не за счет трансфертного ценообразования.
Сотрудничество Абрамовича с Березовским началось в 1995 году. Накануне суть деловых отношений с Березовским Абрамович описал как «деньги в обмен на влияние и помощь».
Бизнесмен тогда добавил, что должен был финансировать «Общественное российское телевидение» и оплачивать другие расходы Березовского, а тот — обеспечивать лоббирование интересов Абрамовича на залоговых аукционах, в частности по «Сибнефти».
Березовский подал в суд на Абрамовича, заявив, что под давлением бизнесмена был вынужден продать в 2000–2003 годах доли в нескольких российских компаниях, в том числе в «Сибнефти» и «Русале», по цене существенно ниже рыночной. Ущерб Березовский оценил в $5,6 млрд.