Минздравсоцразвития России предлагает внести изменения в закон о защите прав потребителей, чтобы улучшить защиту прав потребителей финансовых услуг, включая выдачи кредитов и оформления страховок.
Законопроект уточняет такие понятия, как «товар», «работа», «услуга», а также содержит определение финансовой услуги: это «услуга, оказываемая кредитной организацией (банком), страховой организацией (страховщиком), а также услуга, в рамках которой деньги выступают не только в качестве платежного средства».
Также проект закона требует, чтобы в информации о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке содержалось указание не только на исполнителя, но и на агента, и на платежного агента.
Информация о финансовых услугах должна предоставляться потребителю только в документированном виде. При этом предоставление документированной информации должно подтверждаться собственноручной подписью потребителя.
Также уточняется, что требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, добровольно удовлетворяются изготовителем в досудебном порядке (предыдущая формулировка — «в добровольном порядке»).
Кроме того, внесено уточнение в формулировку статьи, по которой, если изготовитель в досудебном порядке не удовлетворил требования потребителя, то суд при удовлетворении этих требований взыскивает с изготовителя в пользу потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Также в законопроекте указано, что продавец не вправе без согласия потребителя дополнительно выполнять работы и оказывать услуги за плату.
Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ и услуг, а если они оплачены, может потребовать от продавца возврата суммы.
Оказание финансовых услуг, в том числе каждой финансовой услуги в рамках смешанного договора, должно осуществляться только с согласия потребителя в письменной форме, говорится в законопроекте.