Интернет-гипермаркет «Утконос», получивший популярность среди покупателей благодаря сервису доставки продуктов питания на дом, сократил розничную сеть за последний год больше чем в два раза, пишет в среду газета «Ведомости». По данным издания, ритейлер централизует доставку заказов, а освобождающиеся розничные точки собирается превратить в полноценные супермаркеты
В середине 2010 года у интернет-магазина «Утконос», занимающегося доставкой продуктов питания в Москве и Московской области, было около 160 розничных точек, сейчас — 60, и компания думает над тем, как поступить с оставшимися.
«11 лет назад, когда появился первый «Утконос», мир был другим: мода на железные двери в квартирах и очень низкое проникновение интернета. Тогда розничные точки, где можно было сделать заказ через специальный терминал в электронном каталоге, а на следующий день забрать его, были самым логичным способом общаться с клиентом», — рассказывает генеральный директор «Утконоса» Владимир Рюмин. Сейчас, продолжает он, с доступом в интернет у москвичей проблемы нет и необходимость в розничных точках как единственном месте для связи с клиентами отпала.
В последние полтора года ритейлер оптимизировал розничную сеть, рассказывает Рюмин: закрывал убыточные и неформатные точки, открывая, например, вместо четырех маленьких магазинов один большой.
«Сейчас у нас около 60 точек. Это не магазины в прямом смысле, а, скорее, звенья технологической цепи, где происходит окончательное формирование заказа для последующей доставки», — объясняет Рюмин.
Компания отправляет заказанные товары в больших грузовиках из распределительного центра в Южном Бутове в розничные точки. Там комплектовщики собирают отдельные заказы, и легковые машины развозят их клиентам по близлежащим районам. Компания использует собственный парк из 500 грузовых и легковых автомобилей.
Исторически «Утконос» развивал и розничную сеть, и интернет-магазин, таким образом соединяя в единую систему две разные модели продаж, напоминает представитель интернет-магазина «Ютинет.ру» Михаил Ятковский. «Экономическая эффективность этого гибрида вызывала обоснованное недоумение у участников рынка. В интернет-коммерции, в отличие от традиционной розницы, наличие собственной материальной базы — складов, распределительных центров, большого парка грузового транспорта — не является ключевым конкурентным преимуществом. И потому вполне логично, что «Утконос» пошел по пути оптимизации своих ресурсов — складских и логистических», — говорит он.