ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) просит главу правительства России Владимира Путина обязать частных ж/д операторов наравне с государственными предоставлять их грузовые вагоны по требованию, сообщают РЖД со ссылкой на своего президента Владимира Якунина.
«Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости пересмотра и законодательного закрепления условий и порядка участия операторов в перевозочном процессе, в том числе, в части обязанности компаний предоставлять принадлежащие им вагоны при обращении заинтересованных лиц», — приводит пресс-служба РЖД текст телеграммы, направленной в субботу премьер-министру России.
В середине сентября Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дела против РЖД и двух ее грузовых «дочек» - Первой и Второй грузовой компаний (ПГК и ВГК). Дело было возбуждено после жалоб грузовладельцев, писала тогда газета «Ведомости».
Как объясняет издание, коллизия возникла из-за железнодорожной реформы. В 1997 году была создана ПГК, в прошлом — ВГК. Им отошла большая часть парка РЖД. ФАС обязала всех трех разработать регламент, обеспечивающий предоставление вагонов всем без исключения грузовладельцам. В идеале РЖД при наличии заявки на грузоперевозку должна обратиться ко всем операторам с предложением предоставить вагоны, а при отказе обязать ПГК и ВГК предоставить подвижной состав по регулируемым государством тарифам, объясняет он. Но по действующему регламенту «дочки» РЖД могут отказать грузовладельцу.
Сейчас РЖД просит Путина поручить Федеральной службе по тарифам, министерству экономического развития и Федеральной антимонопольной службе ускорить подготовку принятия необходимых поправок к законам и разработку нормативных документов (поведенческих правил), указывая на «сложность эксплуатационной ситуации на железных дорогах». Без правового регулирования и технологических условий работы частных вагонов увеличилась нагрузка на ж/д инфраструктуру: подвижной состав используется нерационально, выросло время его простоя и встречные порожние пробеги, упал уровень маршрутизации, отмечают РЖД.
По мнению Якунина, у частных владельцев подвижного состава «во главу угла поставлен принцип извлечения максимальной прибыли», и это «разрушило те принципы и механизмы, на которых в прежнюю эпоху строилась эффективность перевозочного процесса».
Кроме того, «нежелание некоторых грузоотправителей (в основном с небольшим объемом перевозок) самостоятельно выстраивать взаимоотношения с операторами» привело к недостаточному удовлетворению спроса на перевозки грузов, особенно низкостоимостных, отмечает монополия. Правда, в то же время, глава «Российских железных дорог» признает, что «развитие частной собственности на вагоны позволило сформировать рынок услуг по их предоставлению» и фактически провести либерализацию тарифного регулирования в этом сегменте.