Заполнение трубопровода «Северный поток» технологическим газом началось во вторник на компрессорной станции «Портовая», в церемонии принял участие премьер-министр Владимир Путин, вице-премьер Игорь Сечин и глава «Газпрома» Алексей Миллер.
Сразу после запуска Путин заявил, что Украина потеряла эксклюзивное право на транзит.
«Украина — наш давний, традиционный партнер, — сказал он, отвечая на вопрос журналистов. — Как у любой транзитной страны, всегда есть искушение попользоваться своим транзитным положением».
«Теперь этот эксклюзив исчезает», — добавил Путин.
Сварка последнего, «золотого», стыка первой нитки газопровода «Северный поток» состоялась 19 августа в бухте «Портовая». Затем газопровод был заполнен азотом (инертный газ, который служит «подушкой» между воздухом и природным газом) со стороны Германии.
Технологический газ, который начал поступать в трубопровод во вторник, вытеснит азот со стороны Германии и заполнит трубу до определенного уровня давления. Данный газ необходим для начала транспортировки газа в октябре. После того как газопровод будет заполнен газом, он будет введен в эксплуатацию и начнет транспортировать газ в Европу.
К началу октября первая нитка пропускной способностью 27,5 млрд кубометров газа будет готова к поставкам, сообщает РИА «Новости».
В середине июля Путин заявил, что, возможно, потребуется строительство третьей очереди «Северного потока».
«Мы будем строить вторую очередь ВСТО (трубопроводная система «Восточная Сибирь — Тихий океан». – «Газета.Ru»), у нас огромный рынок сбыта, связанный с ремонтом труб. Кроме того, будет вторая нитка газопровода «Северный поток», на очереди «Южный поток», а может быть, и еще одна очередь «Северного потока», – говорил Путин на встрече с рабочими Магнитогорского металлургического комбината.
Спустя несколько дней стало известно, что России и Германии не удалось договориться о строительстве третьей ветки «Северного потока».
По итогам переговоров с президентом Дмитрием Медведевым канцлер Ангела Меркель заявила, что не нуждается в «сверхимпорте» газа и может обойтись без «третьей, четвертой и пятой трубы».
Сейчас Сечин сказал журналистам, что строительство третьей ветки все-таки возможно, тем более после обострения отношений с Украиной, требующей снижения цены на газ.
«Обсуждается эта возможность, в том числе в свете тех прецедентов, о которых мы говорили вначале. Она имеет право на существование», — сказал Сечин.