Распорядок дня
В первую очередь следует наладить режим раннего пробуждения, считает Елена Постнова, врач-педиатр детской клиники «РЖД-МЕДИЦИНА»: нужно, чтобы ребенку хватало времени на подъем, утренний туалет, завтрак. А сборы к школе нужно перенести на вечернее время, заранее приготовить форму и рюкзак согласно требованиям образовательной организации и расписанию занятий на следующий день.
При этом важно высыпаться: по словам психотерапевта медицинского онлайн-сервиса «СберЗдоровье» Гургена Хачатуряна, в среднем школьнику необходимо спать по 10 часов, чтобы он чувствовал себя хорошо.
Помимо этого с ребенком необходимо начать заниматься — читать, повторять пройденный материал, решать примеры и задачи. Так ему будет легче вспомнить, каково это — сидеть за партой и держать ручку.
«Все это можно делать в игровой форме, — отмечает Гурген Хачатурян. — Например, если за лето у ребенка были путешествия, можно попросить его узнать и рассказать информацию про страны и достопримечательности, которые он увидел — это будет стимулировать умственную активность».
Питание
Особое внимание стоит уделять питанию школьника. Завтрак необходимо делать плотным и полезным, чтобы он давал ребенку заряд на целый день.
«Сделайте кашу и добавьте немного ягод, масло для вкуса; сырники со сметаной и вареньем; омлет с брокколи и ветчиной. Учитывайте насыщенность дня», — советует врач-педиатр Елена Постнова.
Родителям важно помнить, что в младших классах у детей есть завтрак после первого урока, а вот дети постарше должны обязательно съесть весь свой завтрак дома и зарядиться энергией до обеда.
Психологическая поддержка
Школьники из-за стресса и регламентированного поведения на уроках подвержены неврозам. Особенно часто они возникают у детей младшего школьного возраста. Лариса Давыдова, руководитель детской клиники «РЖД-МЕДИЦИНА», объясняет, что это обусловлено особенностями психики детей.
«Они очень ранимы и эмоциональны, остро реагируют на смену обстановки. Если ребенок не посещал детский сад и не привык находиться в социуме, ему будет сложно адаптироваться в школе и наладить общение со сверстниками в первое время», — говорит кандидат медицинских наук.
Несмотря на тот немалый груз, который ложится на ребенка в школе, он все еще остается ребенком. «Он не может правильно распределять свое время, правильно расставлять приоритеты, не умеет владеть своими эмоциями, — предупреждает Лариса Давыдова. — Появляются проблемы со здоровьем, связанные с психоэмоциональным состоянием ребенка (психосоматическое нарушение, так называемый синдром первоклассника), когда эмоции и стрессовые ситуации, с которыми малыш не в силах справиться ввиду незрелой психики, приводят к различным заболеваниям и, как следствие, к проблемам с успеваемостью».
Поощрение
Подготовка к учебе должна быть для ребенка мини-праздником. Врачи даже советуют сделать школьнику подарок, который будет приурочен к новому учебному году. Помимо этого поднять настроение может выбор школьных принадлежностей вместе с ребенком.
«Обычно детям нравятся новая яркая канцелярия, тетрадки, портфели и другие атрибуты школьной жизни, — говорит психотерапевт Гурген Хачатурян. — Совместный выбор этих вещей может задать позитивный тон ожидания нового учебного года. Также хорошо выбрать с ребенком подарок или букет для учителя — это поможет настроиться на первый учебный день как на праздник».
Чтобы учеба не казалась бесконечной, стоит обсудить с ребенком планы на следующие каникулы и вспомнить, как он провел это лето.
«Перед возвращением в класс дети обычно нервничают, поэтому важно обсудить радостные стороны начала учебы. Вспомните про школьных друзей, узнайте, по кому ребенок успел соскучиться, с кем хочет увидеться, что планирует рассказать о своем лете — это также станет стимулом к возвращению в школу», — резюмирует врач-психотерапевт.