Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Сумасшедший бред из перьев, губ, ресниц»: 130 лет «Мулен Руж»

Шум-гам «Красной мельницы»: как зарождалось кабаре

Знаменитому кабаре «Мулен Руж» в Париже исполняется 130 лет. Здесь танцовщицы задорно и высоко задирали ноги в безумном канкане, а аристократы веселились вместе с нищими художниками. О том, как зарождалось кабаре, почему лучшей танцовщицей там была «Обжора» и кто может попасть в «Красную мельницу» сегодня — в материале «Газеты.Ru».

Веселье для всех

1889 год стал знаковым для Парижа — тогда в городе появилось сразу два сооружения, которые станут символами французской столицы. В рамках Всемирной выставки была открыта Эйфелева башня, а за рекой Сеной, почти на окраине города, появилось кабаре «Мулен Руж» — «Красная мельница». Владельцы заведения, предприниматели и антрепренеры Жозеф Оллер и Шарль Зидлер, подгадали открытие под старт Всемирной выставки — они рассчитывали, что город наводнят туристы — потенциальные посетители кабаре.

Мельница, которая размахивала красными крыльями над входом в кабаре, была искусственной, но очень удачно вписывалась в архитектуру района Монмартр. Тогда эта деревенская окраина Парижа славилась своими виноградниками и мельницами, которых на тот момент было около 30. Красный цвет сооружения намекал на располагавшийся поблизости район красных фонарей и сам характер заведения.

Кабаре «Мулен Руж» официально никогда не было борделем, хотя уже с первых дней работы девушки исполняли здесь фривольные танцы, а мужчины приходили, чтобы весело провести с ними время. Владельцы заведения рассчитали верно — с первых дней открытия оно стало популярным.

В то время Монмартр был районом, где бедные начинающие художники, артисты и писатели могли дешево снять квартиру или комнату — к тому же, освобожденным от налогов на алкоголь. «Красная мельница» была довольно дешевым заведением, поэтому представители богемы быстро полюбили это шумное и веселое место.

Визитной карточкой «Красной мельницы» стал французский канкан — весьма вульгарный по тем временам танец, в котором женщины задирали юбки и высоко вскидывали ноги. Своим названием танец обязан британцу Чарльзу Мортону, с французского слово переводится как «шум, гам». В то время его еще называли «натуральной кадрилью».

Знаменитая музыка канкана была написана вовсе не для увеселительных заведений, а для оперетты «Орфей в аду», которую поставили на сцене парижского театра еще в 1858 году. Музыку написал директор театра «Bouffe Parisien» Жак Оффенбах. Отрывок назывался «инфернальный галоп» — под эти веселые аккорды Орфей танцевал дьявольскую кадриль с нимфами в аду.

Сам танец канкан зародился в Париже в 20-30 годы XIX века в рабочих кварталах. Изначально это был исключительно мужской танец, но в «Мулен Руж» его стали танцевать и женщины.

Популярность кабаре быстро росла, и уже в 1890 году заведение почтил своим присутствием британский наследник, будущий король Эдуард VII. Принц Уэльский приехал в Париж по частным делам и решил посмотреть на знаменитую кадриль, о которой говорили уже далеко за границами Франции. По легенде, танцовщица Ла Гулю, исполняя танец, узнала Эдуарда и закричала: «О, Гэльский, с тебя шампанское!».

Правдивая или нет, но история очень подходит образу танцовщицы, которая носила этот псевдоним. Ла Гулю (La Goulue) с французского дословно переводится как «прожорливая», «обжора». Танцовщица любила после выматывающего канкана подсесть за столики к посетителям кабаре, вкусно поесть и выпить за их счет.

Ла Гулю, чье настоящее имя было Луиза Вебер, была настоящим сокровищем «Красной мельницы». Вульгарная, при этом чувственная и смелая, она прославила канкан и кабаре. Именно она придумала знаменитую концовку этого танца — кружась в бешеном ритме, поднимала ногу над головой, а затем с визгом растягивалась в шпагате.

Танцовщица выступала в паре с артистом Валентином Бескостным (настоящее имя — Жюль Реноден). Интересно, что выступления в «Мулен Руж» для Бескостного были хобби – он отказывался принимать за них плату, зарабатывая на жизнь торговлей вином.

«В жизни грубая и вульгарная, типичная уличная девка, Ла Гулю совершенно преображалась в танце, в своих бесподобных импровизациях — это уже не была танцовщица, это был сам танец. Валентин с первого же взгляда оценил ее талант, он опекал ее, учил, руководил ею, и они являли собой великолепную пару», — так описывал этот дуэт танцовщиков французский писатель Анри Перрюшо.

В 1893 году в «Мулен Руж» произошло еще одно событие, связанное с историей танца, — здесь родился стриптиз. Исполнили его не местные танцовщицы, а натурщицы, которые веселились на пирушке вместе с многочисленными студентами. Две девушки, разгоряченные алкоголем, забрались на стол, стали раздеваться под музыку и успели оголиться до того, как со стола их сняли полицейские. Правоохранителей вызвал кто-то из посетителей кабаре, возмутившийся поведением девушек — все же до этого ни одна танцовщица «Красной мельницы» не позволяла себе прилюдно раздеваться. Первых в истории стриптизерш оштрафовали, а руководство кабаре решило, что такой танец больше не будет исполняться в стенах заведения.

Великий художник «Мельницы»

С момента открытия кабаре притягивало посетителей новизной — даже афиши у заведения крайне отличались от типичных плакатов того времени. Этим «Мельница» была обязана маленькому художнику, ростом не больше 154 сантиметров, которого звали Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа, а для жителей Монмартра — просто Анри Тулуз-Лотрек. Хозяин кабаре однажды заказал у художника несколько плакатов. Уже первая афиша стала невероятно популярной. Она отличалась лаконичностью и простотой линий, и именно этим бросалась в глаза парижанам. После этого на художника посыпались заказы от других кабаре, цирков и театров. Сегодня рекламные плакаты великого постимпрессиониста ценятся так же высоко, как его картины.

Лотрек происходил из аристократического рода, ему предстояла блестящая и богатая жизнь графа. В подростковом возрасте он по очереди сломал себе обе ноги и с тех пор перестал расти, на всю жизнь оставшись непропорционально сложенным, маленьким человеком.

Его биографы утверждают, что именно из-за внешнего несовершенства художника так влекли кабаре, бордели и бродячие цирки — там он находил и рисовал людей, во внешности которых отражал соединение красоты и порока. Лотрек так говорил о куртизанках: «Наконец я нашел женщин, которые не выше меня ростом».

«В этих женщинах и мужчинах, на лица которых наложили свой отпечаток разврат и пороки, он видел отражение своей собственной жизни, исковерканной жизни. Его пленяло это людское дно. Он упорно возвращался сюда, дно навсегда завладело им. Здесь, в этом храме движения, было сосредоточено все, что волновало его исстрадавшуюся душу. Здесь он страстно играл ту единственную роль, которая досталась на его долю, роль наблюдателя», – писал его биограф.

Банановая юбочка и потолстевшая Ла Гулю

За прошедшие 130 лет кабаре несколько раз прерывало свою работу, но каждый раз возрождалось вновь. В 1915 году «Красная мельница» сгорела дотла. Сохранилась легенда, согласно которой, поджог совершил мужчина, страстно влюбленный в одну из танцовщиц и ревновавший ее.

Как бы то ни было, «Мельница» открылась вновь спустя шесть лет, и теперь здесь ставили оперетты и музыкальные ревю. На подмостках блистала эксцентричная Черная Венера, темнокожая американо-французская танцовщица, и певица Жозефина Бейкер. Кстати, несмотря на запрет на стриптиз в «Мельнице», на сцену Жозефина выходила почти обнаженной — в боа из перьев и «банановой» юбочке на бедрах, которая была ее визитной карточкой.

Русский писатель Андрей Белый вспоминал о визите в знаменитое кабаре: «Сумасшедший бред из перьев, вульгарно накрашенных губ, черных и синих ресниц. Голые ноги, бедра, руки и груди обрушились на меня кроваво-красной пеной полупрозрачной одежды».

Со временем «Красная мельница» стала не просто популярным, но знаковым заведением Парижа. Для французских шансонье считалось почетным выступить на сцене «Мулен Руж». В конце 20-х годов рядом с «Мельницей» на улице торговала орешками и сигаретами бывшая «звезда Монмартра» Ла Гулю. К тому моменту она много пила и была разорена. Знаменитые знакомые приглашали Ла Гулю вновь вернуться на сцену, но потолстевшая и страдающая от водянки, она не решалась явиться зрителям в таком виде.

Кабаре временно не работало во время войны, а с 1960-х годов началось новое золотое время «Мулен Руж». Шоу под названием «Frou-Frou» («Шелест») получило такой отклик зрителей, что с тех пор все постановки в «Мельнице» начинаются с буквы F: «Frisson» («Дрожь»), «Fascination» («Очарование»), «Frenesie» («Неистовство»), «Femmes, Femmes, Femmes» («Женщины, женщины, женщины»), «Feerie» («Феерия»).

Для программы «Feerie» на сцене был сооружен гигантский «аквариум», в котором во время выступления плавали обнаженные танцовщицы.

Шоу «Феерия» демонстрируется публике и сегодня. В нем задействованы около тысячи костюмов и роскошные декорации. Некоторые из нарядов весят до 10 килограммов, и танцовщицы должны успевать сменять их в течение спектакля.

Все артисты выступают под псевдонимами. После выступления их развозит специальный служебный транспорт, и ни о каких вольностях между ними и посетителями кабаре больше не может быть и речи. Сегодня «Мулен Руж» – элитарное заведение.

В кабаре выступают танцоры со всего мира – национальность значения не имеет. В течение последних 50-60 лет главные требования к выступающим на сцене не изменились. Танцор обязан иметь хореографическое образование, рост девушек должен составлять не меньше 175 см, мужчин – 185 см. Кроме того, артисту необходимо уметь показать себя на сцене.

В контракте прописано, что член труппы может поправиться или похудеть не больше, чем на два килограмма. Однако, по словам представителя заведения Жан-Люка Пео-Рико, слухи о том, что за два лишних килограмма танцовщицу могут моментально уволить, — миф. Как рассказал он РИА «Новости», если произошли сильные изменения, танцора или танцовщицу просят вернуться в начальную форму, но до увольнения доходит редко.

«Мне нравится адреналин на сцене. «Мулен» — волшебное место, которому я отдаю всю свою страсть. Когда я на сцене, я чувствую себя наследницей знаменитых танцовщиц, которые работали здесь 130 лет», – призналась РИА «Новости» одна из солисток французского канкана Ольга Хохлова, которая работает в «Мельнице» больше 10 лет.

«Мулен Руж» больше не находится на окраине Париже, да и назвать его дешевым заведением уже нельзя. Однако его основатели не прогадали: это место, которое всегда будет привлекать туристов. Париж без него невозможно представить так же, как без Эйфелевой башни.

Новости и материалы
Эксперт рассказал, к чему приведут новые возможности ChatGPT-5
В Липецкой области ввели режим воздушной опасности
Трамп рассказал, что сделает в первую очередь после победы на выборах президента США
Украинский министр назвал миллиарды евро от замороженных активов РФ почти ничем
Мэр Харькова сообщил о взрыве в городе
Вице-канцлер Швейцарии внезапно умер в горах
На Украине заявили, что ВС РФ заняли за день в Харьковской области 30 квадратных километров
Супруга принца Гарри назвала Нигерию своей страной
Россиянам рассказали, как избавиться от отеков после майских застолий
На Украине рассказали об эвакуации жителей Харьковской области
Эрдоган назвал причину отмены визита в США
В Госдуму поступили кандидатуры на должности вице-премьеров и министров
В Израиле заявили о продолжении военной операции в Рафахе
В Воронежской области объявлена опасность атаки беспилотников
В ряде областей Украины объявлена воздушная тревога
В Госдуме назвали условие для мирных переговоров с Украиной
Президент Чехии призвал Европу противостоять России
Ученые превратили куриный жир в суперконденсатор
Все новости