Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Вербовка коктейлем: как шпионка помогла создать Израиль

Первая женщина еврейской разведки

Сегодня для жителей России Израиль — страна, куда можно полететь без визы. Государство размером с Подмосковье, где четверть населения говорит по-русски. Но 70 лет назад это вообще была не страна — в те напряженные дни евреи готовились объявить об основании Израиля. В 70-й День независимости еврейского государства «Газета.Ru» рассказывает об Иоланде Хармер, первой женщине-шпионе страны, которой еще не было на карте мира.

Иоланду Хармер называли еврейской Матой Хари — но не совсем справедливо. Исполнительница экзотических танцев, шпионившая во время Первой мировой войны в пользу Германии, имела мало общего с египетской еврейкой, убежденной сионисткой и светской львицей, которую в 1945 году завербовало Еврейское агентство («Сохнут») для шпионажа в пользу будущего еврейского государства. Единственное сходство, пожалуй, — тот факт, что и Мата Хари, и Иоланда Хармер пользовались своим магнетическим воздействием, которое они оказывали на мужчин, для того чтобы вытягивать из них информацию. А поклонников и у Маты Хари, и у Иоланды Хармер было действительно много — и весьма влиятельных.

Иоланда Габай (Хармер, или Хар-Мор — это ее ивритское имя) родилась в 1913 году в Александрии. В 17 лет она вышла замуж за предпринимателя Жака де Боттона, но через несколько лет развелась. В браке родился сын Жильбер, тоже предприниматель, — он отец знаменитого французского философа Алена де Боттона.

Ее завербовал глава политического отдела Еврейского агентства Моше Шарет на коктейльной вечеринке в Каире — в 1945 году ей было 32 года, она была разведена (Хармер — ее девичья фамилия) и воспитывала сына.

Вербовка произошла после того, как Моше Шарет узнал, что у египетской красавицы-журналистки, звезды светских раутов еврейские корни и она искренне предана идеям сионизма. Разумеется, для Хаганы — подпольной еврейской военной организации, действовавшей в Палестине с 1920 по 1948 год во времена Британского мандата, — египтянка, о еврейском происхождении никто не подозревал, была находкой. Иоланда была весьма популярна в высшем обществе и могла обеспечить себе доступ к самым высокопоставленным чиновникам. А будущим израильтянам непременно нужно было знать, что планируют делать власти арабских государств, когда срок действия мандата окончится.

Моше Шарет, приехавший с визитом в Каир, убедил популярную журналистку шпионить в пользу будущего еврейского государства: она согласилась добывать данные о планах арабских государств относительно палестинских земель и передавать их евреям, боровшимся за создание на территории, подмандатной Великобритании, собственного государства.

После той судьбоносной встречи на вечеринке Иоланда Хармер вошла в окружение египетского короля Фарука и завела там множество полезных (будущему Израилю, разумеется) знакомств. Ей доверяли старшие редакторы крупнейшей египетской газеты Египта «Аль-Ахрам». Главный помощник Абдула Рахмана Хассана Аззама, в то время первого генерального секретаря Лиги арабских государств, и сын Амина Аль-Хусейни, Великого муфтия Каира, пытавшегося предотвратить создание на палестинской территории государства Израиль, были в числе ее самых горячих поклонников — и, не зная этого, важными источниками информации.

Иоланда предоставляла палестинским поселенцам, стоявшим у истоков основания Израиля, важную информацию стратегического значения — в том числе тексты резолюций Лиги арабских государств 1947 и 1948 годов, которые заявляли, что намерены «пожертвовать политическими и экономическими интересами арабского мира, чтобы спасти арабскую Палестину».

Она раскрывала военные планы арабских стран, намеченные на период окончания действия Британского мандата в 1948 году.

Иоланда много раз рисковала жизнью, чтобы добыть нужную евреям-поселенцам информацию. В июле 1948-го, когда государству Израиль исполнилось около двух месяцев (независимость была объявлена 14 мая 1948 года, но День независимости празднуют по еврейскому календарю), ей перестало везти. Ее разоблачили и арестовали. Ей могла бы грозить смертная казнь — впоследствии в истории Моссада были случаи, когда местные жители, завербованные израильской разведкой, были убиты. Однако ей помогли все те же связи в правительственных кругах. Иоланду Хармер освободили и выслали во Францию. Здоровье ее ухудшалось, но во Франции она продолжала работать на ближневосточное отделение израильского Министерства иностранных дел. В Париже она поддерживала связи с египетскими друзьями, по-прежнему передавая Израилю информацию.

В 1959 году Иоланда Хар-Мор умерла, проиграв в многолетней борьбе с раком. Сейчас в Иерусалиме существует площадь ее имени — имени первой в истории израильской разведки женщины-шпионы.

Новости и материалы
Опубликованы кадры последнего заявления Шойгу перед отставкой
В Грузии задержали гражданина Молдавии, его считают организатором митингов
Россиянам назвали пять правил финансовой безопасности
В Москве подешевели новостройки
Стало известно, кому из россиян предлагают самые высокие зарплаты в мае
Российские военные ударили по заводу в Харькове, где ВСУ ремонтируют технику
Россиянам назвали города с самыми дешевыми и дорогими квартирами
Россиянам рассказали, стоит ли вкладываться в золото в 2024 году
Финансист спрогнозировал курсы доллара и евро на июнь
Стало известно, куда россияне поедут в июне
На улицах Еревана стали появляться первые баррикады
Защита арестованного в России американского военного обжаловала меру пресечения
Крымский мост перекрыли во второй раз за утро
Российский холдинг заключил контракты на импортозамещение на 100 млн рублей
Президент Литвы заявил, что голосовал «за стабильность»
В Мариуполе 9 Мая сбили три украинских беспилотника, летевших в людные места
ВСУ применяли отравляющие вещества против гражданских
Первый тур выборов президента Литвы не выявил победителя
Все новости