Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

В Лондоне гремят русской посудой

В Лондоне проходит Неделя русского искусства

В Лондоне проходит Неделя русского искусства — аукционные дома устраивают торги, на которых продаются работы русских живописцев и произведения декоративно-прикладного искусства. «Газета.Ru» — о том, как в Великобритании продаются Айвазовский и Коровин.

Первым аукционным домом, отчитавшимся о результатах торгов, стал Christie's: по итогам аукциона, прошедшего 5 июня, выручка составила £5 050 750. Были проданы 77% лотов: эскизы Леона Бакста, работы Бориса Григорьева, Константина Сомова, Натальи Гончаровой и Константина Коровина, серебряные ковши и фарфоровые статуэтки XVIII века, броши дома Фаберже и редчайший советский агитационный фарфор приобрели 238 клиентов из 40 стран Европы, Азии, Америки и Африки. Как сообщили в пресс-релизе дома, 20% покупателей на аукционе были новыми для русского департамента Christie's.

Как заявили Сара Мэнсфилд и Хелен Калвер-Смит, представляющие дирекцию департамента русского искусства Christie's, «потрясающая статистика доказывает, что интерес к русскому искусству набирает обороты. Как и прежде, большинство покупателей (70%) были русскоговорящими, но 30% лотов было приобретено иностранными клиентами».

Самым дорогим лотом в секции оказался эскиз костюма Креонта кисти Льва Бакста (£377 тыс.) из собрания Ричарда Дж. Шварца.

Акварель Константина Сомова «Летнее утро» была продана за £281 тыс., а портрет мальчика кисти Бориса Григорьева — за £257 тыс. «Секция декоративно-прикладного искусства продемонстрировала высокий уровень спроса на произведения Фаберже и старинное русское серебро, императорский и советский фарфор, а также изделия из бронзы. Особое внимание привлекли серебряный ковш Фаберже, который ушел с молотка за £87 500, коллекция фарфора, распроданная на 91% и по цене достигшая 130% от нижней планки предварительной оценки, старинное русское серебро, включая три ковша и редкий восьмиугольный стакан, которые ушли с молотка в сумме за £258 750», — сообщается в пресс-релизе аукционного дома.

Неделя русского искусства проходит в Лондоне дважды в год: в конце мая – начале июня и в конце ноября. К ней приурочены основные мероприятия, связанные с Россией: выставки, концерты, лекции, но по традиции главными событиями являются русские торги, поочередно проходящие в четырех аукционных домах — помимо Christie's это Sotheby's (торги назначены на 6 июня), MacDougall's и Bonhams (эти дома проведут аукционы 7 июня).

Название «Неделя русского искусства» появилось в 2012 году — инициатором идеи собрать в одну неделю все, что связано с российской живописью и произведениями декоративно-прикладного искусства, стала Теодора Кларк, энтузиаст развития российско-британских культурных связей и основательница сайта Russian Art and Culture. Инициатива набирала обороты, и осенью 2016 года у сайта появилась новая хозяйка — Наташа Баттервик, перенявшая эстафету с намерением придать проекту еще более масштабное измерение.

Главное, что происходит в течение нескольких дней, — это торги.

Их организуют не только Sotheby's и Christie's — гиганты с многолетней историей, проводящие по несколько разноплановых аукционов в день (от японской керамики до нотных манускриптов второй четверти XVI века) на разных континентах. В Неделе участвует и аукционный дом MacDougall's, основанный несколько лет назад семейной парой Уильямом и Екатериной Макдугалл и специализирующийся исключительно на русском и советском искусстве, который уже успел отвоевать себе заметную нишу у лидеров рынка.

За несколько дней до назначенных торгов каждый аукционный дом представляет лоты, выставленные на продажу, для открытого просмотра — чтобы любопытствующие могли заранее неспешно со всем ознакомиться. По сути, превью — это «выставка» представленных работ, которые эффектно развешены, расставлены и разложены в витринах в залах, где при вдумчивом подходе запросто можно провести пару часов. Вход свободный, и складывается ощущение, что ты прогуливаешься по галерее — основное отличие составляет, пожалуй, армия вышколенных и непременно говорящих по-русски сотрудников, при малейшем движении бровью готовых услужливо выхватить из витрины и показать понравившийся предмет. Все «экспонаты» подписаны (автор, провенанс произведения и т.д.,) и снабжены эстимейтом — начальной стоимостью, по которой они будут продаваться на аукционе.

Каждый аукционный дом проводит закрытый прием для коллекционеров, дилеров и богемной публики, и почитатели искусств курсируют с приема на прием, благо все аукционные дома находятся в пешей доступности друг от друга в самом центре Лондона (Christie's и MacDougall's — в районе Сент-Джеймс, а Sotheby's и Bonhams — буквально «через дорогу» на Бонд-стрит).

Крупные торги обычно проходят в два приема: отдельная сессия по картинам и затем — отдельная по прикладному искусству.

Сами торги, как правило, поражают воображение пестротой аудитории: так, на торгах, проходивших в конце ноября – начале декабря прошлого года, в зале присутствовали люди, более всего похожие на крепких повзрослевших дядь из фильма «Брат». Посвященные уверяли, что это дилеры из России, к 2016 году овладевшие английским языком и базовыми манерами.

Впрочем, чтобы обзавестись предметом обожания, в зале присутствовать нет необходимости: торги идут онлайн и по телефону. Если заранее оставить заявку, вам перезвонит представитель аукционного дома в тот момент, когда очередь дойдет до вашего лота, и будет представлять ваши интересы в зале, сообщая вашу ставку аукционисту в реальном времени.

Ведущий аукциона — ловкий распорядитель-церемониймейстер, выманивающий из обманчиво апатичного зала ставки: чтобы заявить о своем интересе, потенциальный покупатель поднимает табличку с присвоенным номером (чтобы получить личный номер, нужно зарегистрироваться до начала торгов) и повышает цену. Обычно цена повышается на минимально установленный порог, но за шедевры случаются ожесточенные баталии с астрономическим повышением цены.

Процесс торгов идет с невероятной скоростью — человеку непривыкшему трудно уследить за пассами аукциониста — больше всего это напоминает работу дирижера, в нужный момент выхватывающего отдельный музыкальный инструмент для надвигающегося соло. Аукционист представляет лоты, «держит зал», одновременно принимая ставки с трех «каналов»: непосредственно из зала, онлайн и от помощников по телефону, метко шутит и не дает заскучать.

Средняя продолжительность торгов для одного лота составляет всего 50 секунд.

Лидером аукционов предыдущей недели, прошедшей в ноябре, был признан дом Sotheby's, выставивший две уникальные коллекции, затмившие прочие достойные, но разрозненные лоты. Первая — коллекция русского авангарда из 23 работ из частной европейской коллекции — поставила несколько рекордов. «Композиция №95» Александра Родченко была продана за рекордные £3,6 млн, установив ценовой рекорд на русских торгах в 2016 году. Второй рекорд принадлежал картине Ильи Чашника «Седьмое измерение. Супрематический рельеф», проданной за цену, превышающую эстимейт в 24 раза (£2,4 млн против £100–150 тыс). Торги Sotheby's этого сезона пройдут 6 июня: в секции живописи на них будут представлены картины Ивана Айвазовского, Петра Верещагина, Ильи Репина, Исаака Левитана, Константина Юона, Аристарха Лентулова и других крупнейших русских художников XIX–XX веков.

Что думаешь?
Загрузка