Дженни Савиль (самая дорогая работа — $9 млн)
На первом месте в рейтинге самых дорогих художниц — Дженни Савиль. В прошлом году ее картина «Сдвиг» была продана на аукционе Sotheby 's за £6,8 млн ($9 млн). На протяжении всего творческого пути Савиль интересовало женское тело. Сначала в своем творчестве она отдавала предпочтение изображению обнаженных тел полных женщин, из-за чего картины даже сравнивали с полотнами Рубенса. Затем художницу заинтересовала искусственная красота.
В 1994 году Савиль провела более двух суток, наблюдая за работой пластических хирургов в клиниках Нью-Йорка и становясь свидетельницей рождения новой красоты.
Это вдохновило ее на написание полотен из серии «Тесный контакт», представленных в галерее Gagosian в Лондоне. Сейчас художница погружена в проблему трансгендеров. Среди ее опубликованных набросков встречаются фотографии тел пациентов-транссексуалов до, во время и после операции, липосакции, жертв катастроф и деформированные тела.
Яеи Кусама ($7,1 млн)
87-летняя японская художница Яеи Кусама входит в число самых известных художников мира. Ее картина «Белый №28» была продана на аукционе Christie's за $7,1 млн. Основой творчества Яеи служат галлюцинации, от которых она страдает на протяжении всей жизни.
По словам художницы, все работы, созданные ею, — это продукты навязчивого невроза.
«Я перевожу галлюцинации и навязчивые образы, которые досаждают мне, в картины и скульптуры», — сказала она в одном из интервью. Использовать рисование в качестве терапии Яеи начала еще в детстве по совету своего психиатра. В творческой биографии Кусамы — хеппенинги в Центральном парке и на Бруклинском мосту, оформление предметов интерьера и одежды, создание инсталляций, серии фотографий и съемки в кино. Последние 40 с лишним лет Кусама живет в Японии, в психиатрической больнице в Токио. При этом продолжает активно работать. В 2012 году Яеи Кусама выпустила коллаборацию с брендом Louis Vuitton. В 2015-м в музее современного искусства «Гараж» была организована выставка «Теория бесконечности».
Синди Шерман ($6,7 млн)
Синди Шерман — одна из самых влиятельных фигур в современной фотографии. Она исследует роль женщины в разных сферах — в бытовой, общественной, в культуре и искусстве. Причем делает это весьма необычным способом: с помощью постановочных фотографий в различных образах. Шерман не только продумывает идею фотосъемки, но и сама выступает в качестве модели.
Во время рабочего процесса художница старается не играть, а перевоплощаться в своих героинь, примеряя на себя их образы и отношение к жизни.
Самой дорогой из ее работ стали черно-белые снимки серии «Кадры из фильмов без названия». Фотографии ушли с аукциона Christie's за $6,7 млн. Для этих съемок Шерман использовала клише, которые глубоко укоренились в культурном воображении (девушка-карьеристка, девушка на бегу, женщина-вамп, домохозяйка).
Марлен Дюма ($6,3 млн)
Голландская художница южноафриканского происхождения привыкла шокировать публику. Окончив курс общей психологии в Амстердамском университете, Марлен начала создавать психологические портреты людей, изображая их внутренний мир таким, каким сама его видит.
Например, переосмысляла портреты Наоми Кэмпбелл, Олимпии, изображенной на картине Мане, актрисы Мэй Уэст.
Картины Дюма обычно выглядят вызывающе, а порой и устрашающе. Искореженные лица и тела, психоделические оттенки, вульгарные позы. В своем творчестве художница затрагивает темы политики, расы и сексуальности, вины и невиновности, насилия, нежности и смерти. Ее портреты скорее передают палитру эмоций или настроения, нежели черты лица. Самой дорогой работой Марлен стала картина «Посетитель». Ее продали на аукционе Sotheby's за $6,3 млн.
Бриджет Райли ($5,7 млн)
Картина «Без названия (Кривая диагональ)» 85-летней английской художницы Бриджет Райли в июле 2016 года ушла с аукциона Christie's за $5,7 млн. Художница считается одной из крупнейших представительниц оп-арта (оптического искусства). Ее работы выставлялись в галереях Лондона, Нью-Йорка, Парижа и Сан-Франциско. А за время своего творчества Райли получила девять премий, среди которых премия Рубенса, Императорская премия Японии и Международная премия в области живописи 34-й Венецианской биеннале.
В своих работах Бриджет создает эффект оптических и графических переливов.
Первоначально ее творения были черно-белыми, но с 1965 года она стала использовать цвет. Одним из ее самых знаменитых произведений считается роспись Ливерпульского королевского госпиталя, где она чередовала синие, розовые, белые и желтые полосы.
Джули Мерету ($4,6 млн)
Самая молодая художница в списке (Джули 46 лет) известна своими красочными картинами большого формата. В ее работах слои акриловой краски пересекаются линиями, сделанными маркерами, карандашами и тушью. Ее творчество вызывает целый ряд аналогий — от динамизма итальянских футуристов и геометрической абстракции до произведений экспрессионистов. Мерету участвовала в большом количестве международных групповых выставок, включая Стамбульскую биеннале, Биеннале Уитни, Биеннале Сан-Пауло и Биеннале Сиднея.
Крупнейшей работой художницы считается настенная роспись в вестибюле небоскреба 200 West Street в Нью-Йорке. Размер картины составляет 24 на 7 метров.
Самым же дорогим произведением стало полотно «Регенерат: раскопки», проданное за $4,6 млн на аукционе Christie's.
Вия Целминьш ($3,4 млн)
Картина «Горящий самолет» американской художницы Вии Целминьш ушла с аукциона Sotheby's за $3,4 млн. Американка латышского происхождения прославилась благодаря своим фотореалистичным рисункам природной среды. Ключевая составляющая ее тем — поверхности океана и пустынные местности. Начало активной творческой деятельности Вии Целминьш пришлось на 60-е годы XX века.
Она интересовалась абстрактным экспрессионизмом и поп-артом, но в своей собственной творческой деятельности отдавала предпочтение фотореализму.
При этом сквозная тема всех ранних работ художницы может быть обозначена как тема насилия или тема конфликтов (война, самолеты, пистолеты). Критики не раз отмечали, что произведения Вии Целминьш с конца 1960-х годов — лунные пейзажи, поверхность океана, звездные поля, раковины и паутины — имеют один общий момент: везде отсутствует «опорная точка»: нет горизонта, глубины резкости, края или какого-либо контекста. Объекты, с которыми работает художница, выхвачены из мира и предстают перед зрителем как нечто само по себе существующее.