Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Земля, залитая потом и ртутью

Гид по промзонам Москвы из окна поезда МЦК

Куда в столице идет дым фабричных труб, почему шоссе Энтузиастов такое безрадостное и на что похож завод ЗИЛ: корреспондент «Газеты.Ru» прокатилась по Московскому центральному кольцу и считает, что теперь она видела все.

РЖД совместно с Музеем Москвы запустили экскурсии по МЦК. На экскурсию требуется зарегистрироваться на сайте или по телефону — так у меня появляются первые проблемы. Ссылка, указанная на официальном сайте подземки, не работает, а телефон для записи беспробудно занят все три часа, что я пытаюсь дозвониться. «Ну что ж, пойду без регистрации», — решаю я и отправляюсь на ТПУ Лужники.

Здесь меня ждет второй сюрприз. У стойки информации огромная толпа таких же неудачников, как я, яростно спорит с сотрудницей метрополитена и доказывает, что зарегистрироваться на экскурсию просто невозможно. Девушка вежливо пытается объяснить, что регистрация закончилась еще вчера и ближайший свободный день — понедельник. Но кого в Москве волнуют правила?

«Где экскурсовод, мы так пойдем, пустите!» — кричат одни. «Срочно дайте книгу жалоб! Мы за полчаса приехали, из Митино, между прочим, вы вообще знаете, как это далеко?» — не успокаиваются другие.

Решить проблему не удается — количество мест ограниченно.

На экскурсию без регистрации попасть нельзя. Но выбора у меня нет, завтра нужно сдать текст, поэтому я все-таки иду без регистрации. На выходе из метро собираются две группы по 30 человек, экскурсовод оглашает пофамильный список присутствующих и выдает аудиогиды (в залог нужно оставить документы или 1 тыс. руб.). Как выяснится позже, все 60 человек зарегистрировались без проблем, просто в другом месте – на сайте Музея Москвы, который и проводит экскурсию. Еще и SMS-рассылку получили с указанием времени и места встречи. Повезло им. Мне же придется полтора часа стоять за спиной экскурсовода и получать замечания от недовольных пассажиров, которым я буду загораживать выход.

Путешествие по МЦК начинается в первом вагоне на платформе по направлению к станции Площадь Гагарина. Экскурсию ведет историк Лариса Скрыпник, в соседнем вагоне едет вторая группа.

На центральном кольце я впервые, так что сразу начинаю внимательно изучать обстановку. К поезду претензий никаких: комфортные сиденья, не душно, большие окна, нет только обещанного Wi-Fi, впрочем, сейчас меня это мало беспокоит.

Экскурсия предполагает почти полуторачасовое путешествие, включая промзоны. И это, пожалуй, самое интересное.

Несмотря на то что я родилась в Москве и всю жизнь здесь живу, в промзонах бывать еще не доводилось. Культурные мероприятия на той же Угрешской, о которой позже, не проходят, хороших ресторанов там тоже нет. Так что трип по МЦК — интересная возможность посмотреть на Москву с незнакомой мне стороны.

Отправляемся. За окном виднеется здание МГУ и купол храма Христа Спасителя. Лариса начинает свой рассказ про Андреевский мост и Комсомольский проспект, где еще в 50-х годах прошлого века были огороды. Минуем подземный тоннель, памятник Юрию Гагарину, а дальше — больницу им. Н.А. Алексеева, больше известную в народе как Кащенко.

Первая остановка промзоны — станция Верхние Котлы.

Во времена Петра I здесь появилось четвертое оборонительное укрепление Камер-Коллежский вал – таможенная граница, предохранявшая Москву от ввоза контрабандного товара — например, водки.

Поскольку вокруг Камер-Коллежского вала образовалось довольно много промышленных предприятий, где люди не только работали, но и жили, их включили в число москвичей, дорога стала значительно длиннее.

<1>Кстати, в советское время вдоль этой дороги тоже строили большое количество предприятий, одно из крупнейших – Завод им. Лихачева. Строительство началось еще в 1916 году, когда предприниматели братья Рябушинские поняли, что за автомобилями будущее. Но довести дело до конца не удалось, и завод достраивался уже в советское время. В 30-х годах он получил имя Сталина и стал называться «ЗИС», но после развенчания культа личности был переименован в Завод им. Лихачева — ЗИЛ. Вид за окном ужасающий. В то, что это Москва, верится с трудом. Лариса рассказывает о планах застройки этого места — о строительстве новых ЖК, культурных и спортивных сооружениях. Я одобряю.

Тем временем я подъезжаю к Дубровке. За окном — индустриальный пейзаж. Когда-то здесь не было высотных зданий и промышленных предприятий, а была деревня Кожухово, прославившаяся знаменитым Кожуховским походом Петра I — здесь царь тестировал и тренировал Стрелецкие войска.

Вот Угрешская. Название показалось мне пугающим еще при изучения списка станций. И не зря. Место, честно говоря, непривлекательное — сплошные здания вокзальных станций.

Постройки, расположенные слева, отреставрированы — они обслуживают нужды железнодорожных служб, поэтому попасть туда нельзя.

Станция получила такое название из-за Угрешского шоссе, которое ведет в Николо-Угрешский монастырь. По приданию, именно здесь Дмитрий Донской, двигаясь со своим войском к Куликову полю, увидел образ Николая Чудотворца, который внушил ему веру в победу.

Прибываем на Новохохловскую и движемся в сторону Нижегородской. Слева и справа пейзажи мрачные. Когда-то здесь находились промышленные зоны, часть из них еще сохранилась.

Интересный факт: территории, прилегающие к Московской окружной железной дороге, были застроены фабричными предприятиями, которые составляли 17% территорий города. Сейчас их активно осваивают.

Поскольку предприятия находились здесь десятилетиями и производили тяжелые станки, технику для воздушной обороны и холодильные установки, земля, на которой они расположены, пропитана ртутью, фосфором и прочими отходами на несколько метров вглубь.

Очень вовремя Лариса начинает новый рассказ о розе ветров. Оказывается, в связи с тем, что в Москве ветра дуют преимущественно с северо-запада на юго-восток, промышленные предприятия строили именно на юге, чтобы ветра не гнали выхлопы из труб на всю столицу.

Пересекая Шоссе Энтузиастов, вспоминаю уроки истории о временах декабристов — начинается дорога «Владимирка», по которой гнали заключенных на каторгу в Сибирь. Зрелище было очень тяжелое — люди шли пешком по несколько тысяч километров, скованные друг с другом цепями. Примерно в том месте, где расположена станция, их провожали в путь, когда они покидали город. «В советские времена в память о том, что здесь страдали за свободу народа, двигаясь в Сибирь, шоссе получило название «Энтузиастов», — добавляет экскурсовод.

Едем дальше. Из окна станции Локомотив вижу стадион. История сооружения интересная: в 30-х годах здесь был «Сталинец», просуществовавший до развенчания культа личности, затем его снесли и построили «Локомотив» — он оказался в ведении российской железной дороги и просуществовал почти 50 лет. В 2000-м был выстроен новый стадион, который сейчас считается самым современным среди существующих.

Следующая остановка — Владыкино. Снова вспоминаю школьный курс истории. Название уходит корнями во времена правления царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. Здесь, на территории Богоявленского монастыря когда-то росли яблоневые сады, сильно полюбившиеся владыке. Так станция и получила свое название.

О том, что когда-то здесь была сельская местность, уже ничего не напоминает, но за металлическим заборчиком видны старые здания окружной железной дороги.

Кстати, когда дорога только заработала, москвичи ездили по ней тоже как на экскурсию. На этой станции хочется выйти и детально изучить обстановку, интересных зданий очень много. Раньше здесь были дома для сотрудников железной дороги, сигнальщиков и ламповщиков. Были водонапорные башни для заправки поездов, кассы, залы ожидания для пассажиров 3-х классов.

При приближении к Лихоборам Лариса рассказывает о появлении Московской окружной дороги, и я делаю вывод, что МЦК могло бы состояться и пораньше. Последний пункт «промышленного маршрута» — станция Шелепиха. Панорамы, честно говоря, жуткие, но увидеть их однозначно стоит, как минимум для того, чтобы знать, что Москва не ограничивается только отреставрированной Тверской и барами Патриарших.

Новости и материалы
ВС РФ уничтожили опорный пункт ВСУ, мешавший продвижению под Купянском
Суд отклонил жалобу комика Руслана Белого на отказ в снятии статуса иноагента
Американский инвестор хочет купить взорванный «Северный поток — 2»
В Европе ответили на вопрос о капитуляции Украины при Трампе
В США выявили неизвестное вещество в водопроводах
Марочко заявил о проблемах с обеспечением у ВСУ в нескольких районах
Москвичам рассказали о погоде в пятницу
Осужденная по делу «Зимней вишни» просит о досрочном освобождении
Над российскими регионами за ночь сбили более 20 украинских беспилотников
В США заявили о панике в Киеве по одной причине
Стоимость биткоина снова обновила исторический максимум
В Раде рассказали, как Зеленский превратил солдат ВСУ в рабов
Россиянам рассказали, стоит ли вкладываться в юани
Врач объяснила, когда начинать беспокоиться, если ребенок часто болеет
Россияне стали вдвое чаще жаловаться на блокировку счета из-за включения в базу ЦБ
В Британии недовольны огромными расходами на коронацию Карла III
ВСУ перебросили в курское приграничье элитный спецбатальон БПЛА «Птицы Мадьяра»
Над Брянской областью сбили беспилотники самолетного типа
Все новости