Французский производитель сумок и чемоданов Goyard — один из самых загадочных брендов в мире. Вы наверняка о нем ничего не слышали — между тем по рентабельности он обгоняет таких конкурентов с громкими именами, как Louis Vuitton, Gucci или Prada, несмотря на то что те тратят десятки миллионов в год на свое продвижение, а Goyard принципиально хранят молчание. И становятся все более привлекательными для гигантов лакшери-индустрии LVMH и Kering, которые, возможно, будут бороться за них в будущем.
Как сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией, о покупке бренда уже задумался главный исполнительный директор Kering Франсуа-Анри Пино. Несмотря на то что официальных заявлений пока не следовало, эксперты отмечают, что Kering не упустят возможности поторговаться за одного из старейших производителей кожаных изделий.
Равно как и их конкурент LVMH. «Если Goyard все-таки будет выставлен на продажу, LVMH и Kering наверняка заинтересуются», — рассуждает Марио Ортели, лондонский руководитель консалтинговой компании Sanford C. Bernstein. По мнению эксперта, LVMH будет просто необходимо это сделать: компания не должна допустить конкуренции с брендами Louis Vuitton, Fendi и Celine вне собственной группы.
Не так давно французский гигант LVMH отчитался за первое полугодие 2016 года: чистая прибыль группы составила €2,96 млрд ($3,25 млрд), однако категория «Мода и кожаные изделия» демонстрирует спад выручки на 1%, до €5,8 млрд. При этом традиционно хорошие результаты показал бренд Louis Vuitton: прибыль от продаж сумок и чемоданов этого бренда составила более 50% в данном сегменте.
У его главного конкурента, Kering, в первом полугодии 2016 года также зафиксирован рост: чистая прибыль компании выросла на 9,9%, до €464,9 млн ($514,9 млн), в то время как выручка увеличилась на 3,3%, до €5,7 млрд ($6,3 млрд). Годовая выручка компании в 2015 году составила €7,865 млрд, при этом продажи изделий из кожи принесли компании 53% от этой суммы.
Нынешний владелец Goyard Жан-Мишель Синьоль, который приобрел компанию в 1998 году у семьи ее основателей, пока не заявляет о желании ее продать. И это несмотря на то, что с конца 90-х она явно выросла в цене, поскольку именно с приходом Синьоля продажи марки заметно выросли. До этого компания оставалась убыточной.
Однако бизнесмен вдохнул в компанию новую жизнь. Он добавил к традиционной классике современный дизайн и обновил привычную линейку изделий темных цветов, включив в нее в том числе белые, синие и розовые сумки и чемоданы. Кроме того, он сменил интерьер бутика марки на улице Сен-Оноре в Париже и открыл несколько аутлетов в Азии, Северной Америке и Бразилии.
Сейчас цифры впечатляют: если в 2000 году выручка составила €1,14 млн, то к 2013 году (это последний раз, когда компания публиковала финансовые данные) она выросла до €41,1 млн. Прибыль выросла тоже — до €12,8 млн в 2013-м (против €18 тыс. соответственно), а в целом экспорт составил треть от продаж (до прихода Синьоля он приносил всего 4%).
Что же представляет собой загадочный бренд, продающий сумки стоимостью от €1560 до €37 тыс. и предлагающий особенным покупателям дорожные кофры в стиле XIX века по €52 380?
Компания ведет свою историю с 1792 года, когда Пьер-Франсуа Мартен открыл в Париже мастерскую для производства сундуков и кофров, предназначенных для перевозки хрупких вещей, в том числе шляп, дамских платьев и цветов. Модный дом Пьер-Франсуа Мартена быстро стал любимым поставщиком французской аристократии. Детей у Мартена не было, поэтому компанию унаследовал из работников мастерской Луи-Анри Морель. В 1845 году он нанял 17-летнего юношу, к которому мастерская перешла после его смерти, — звали его Франсуа Гойар. В отличие от своих предшественников Франсуа оставил потомство: в 1885 году компанию унаследовал его сын Эдмон, который изобрел фирменный материал, получивший название «гойардин» — это мягкая водонепроницаемая парусина, напоминающая ту, в которой сплавляли бревна жители деревни Кламси в Бургундии, откуда родом семья Гойар. С тех пор бизнес переходил от отца к сыну, пока в 1998 году его не приобрел Жан-Мишель Синьоль.
Сегодня Goyard производит кофры, чемоданы, кейсы, женские сумки разнообразных фасонов, кошельки, обложки для записных книжек и даже собачьи ошейники. Объединяет их фирменный принт — «Y», созданный из множества мелких точек (полная композиция выглядит как решетчатая антикварная застежка-молния). В магазинах Goyard приобретенную вещь могут оформить по вашему желанию: хотите — добавят инициалы в уголок кошелька, хотите — нарисуют цветные полоски на сумке. Все зависит от ваших финансовых возможностей. Но только в магазинах: продукцию Goyard нельзя приобрести онлайн.
Зато, говорят, иногда в магазинах проходит что-то вроде аукциона: по информации The New York Times, сумку или рюкзак именитого бренда можно выгодно приобрести, если успеть предложить свою цену. Как правило, клиенты на таких мероприятиях предлагают заведомо меньшую сумму.
В свое время клиентами Goyard были Пабло Пикассо, Жак Картье, семья Романовых и махараджи Капуртхала. Сегодня среди покупателей Дома — Катрин Денев, Ванесса Паради, Карл Лагерфельд, Канье Уэст, Оззи Осборн, Кирстен Данст, Мадонна, Дита фон Тиз и Кейт Мосс.
Россиян среди клиентов Дома практически нет: в России предпочитают узнаваемые бренды.