Сотни голых людей на велосипедах — сильное зрелище. Особенно для Британии, где нет и не было никогда никакой культуры голого тела. В отличие от Германии, Скандинавии, Финляндии.
В Германии Культура Голого / Свободного Тела — национальная традиция, которую не мог убить даже пуританский социалистический режим (в той ее части, которая была ГДР). Голые пляжи, голые бани — до сих пор часть общественной жизни, несмотря на то, что молодые люди уже не с таким рвением стремятся снять с себя «текстиль» при любом случае.
В саунах при спортзалах (отелях, бассейнах), в бадехаусах (банных домах) нельзя носить купальник, что сильно шокирует русских (хотя вместо купальника можно замотаться в полотенце). И мусульман, конечно, — для них даже стали делать отдельные женские отделения.
Культура Голого Тела — это не про секс. Вот ты поплавал в бассейне или позанимался в спортзале, идешь в баню — и оказываешься среди голых людей разного пола, разного возраста, разной национальности и веры. Ровно через минуту уже совершенно не волнует, что там у кого где висит, — все происходящее становится настолько естественным и рутинным, что ты уже не понимаешь, как может быть иначе.
Оказывается, что голое тело — это просто тело без одежды, а не объект возбуждения, как в порнографии.
Голые люди, которые раздеваются ради секса, — это одна история, а голые люди, которые пришли попотеть в бане, — совсем другая.
Просто обычно у нас обнажение ассоциируется с сексом. Мы раздеваемся для секса. Видим голых в порно. В журналах смотрим на частично или полностью ню-снимки, которые должны разжечь в нас возбуждение.
А голым можно быть и просто так.
По какой-то причине едва ты окунаешься в море без купальника — как сразу же, мгновенно, понимаешь, что это в сто раз большее удовольствие, чем в трусах. Тело наслаждается. Телу очень-очень хорошо.
Не зря ведь дома многим людям нравится ходить без одежды (особенно мужчинам) — если есть такая возможность.
Этим летом в Москве можно увидеть очень много полуголых людей. Чаще — девушек. Короткий свободный топ, очень открытые шорты — почти как в купальнике. Причем это все тоже не сексуально в том смысле, когда люди выставляют себя напоказ. Это просто стиль и просто свобода — обычная одежда, и ни косметики, ни каблуков, ни украшений. Ничего, что бы намекало на то, что девушка ищет восхищения.
Для женщин это, конечно, особенная свобода — по ним видно, что они не боятся осуждения, приставаний, грубости и не боятся быть вульгарными. Они просто оделись так, как им удобно. И это далеко не всегда те дамы, которые всю зиму провели на занятиях спортом, или женщины с идеальным сложением.
Культура обнажения — это не совсем о праве на сексуальность. Это о праве показывать столько тела, сколько тебе удобно. И чтобы в ответ это не вызывало истерическую реакцию и не давало никому права считать это вызовом или призывом.
Ведь адекватных людей голые части тела вовсе не должны провоцировать на подростковое возбуждение (или утрату контроля над собой).
Тело, как ни странно, оно не только для секса. Но в сознании людей укрепилась такая стигма: чем больше человек раздет, тем больше он провоцирует других на сексуальные мысли (или сексуальное поведение). Даже несмотря на то, что эти правила имеют исключения в тех же банях, в бассейне, на пляже, на приеме у врача, — вот мы все равно придерживаемся мнения, что слишком много наготы — это в одном случае сексуально, в другом — вульгарно. И вариантов больше нет.
Очень многих раздражают соски. Женские, разумеется. Соски (которые видно под одеждой) — это верх неприличия, это беззастенчивый сексуальный вызов. Столько яростных споров, как о сосках, не бывает даже во время таких общественных потрясений, как, допустим, «закон Димы Яковлева».
В Барселоне летом и ранней осенью много туристов. На пляже часто видишь русских девушек. Или финских девушек. (Барселона, кстати, — это город, где совсем недавно еще был закон, который разрешает ходить по улицам голым. Где-то год назад его отменили из-за шокированных туристов.) И вот у моря ты видишь такую картину: все испанки всех возрастов загорают и купаются без верха. За редкими исключениями.
Русские или другие северные девушки приходят в купальниках, наблюдают минут пятнадцать, а потом начинают снимать верх. Они попадают в другую культуру, такую, где представления о наготе и приличиях другие. И она им нравится. Просто потому, что это очень приятно — загорать и плавать без верха. Без трусов тоже — но для этого пока все еще надо идти на нудистский пляж.
Раньше в Барселоне хоть и редко, но можно было увидеть голого человека на велосипеде. Сейчас уже нет. Но вот голые велопробеги по всему миру — они за то, чтобы люди не стыдились себя. В самом широком смысле. Чтобы не боялись того, что их тело не идеально. Чтобы не стеснялись быть голыми.
Чтобы страхи на тему тела не мешали им одеваться и выглядеть так, как им хочется.
Тысячи самых обычных людей, тысячи голых задниц, грудей, пенисов и вагин — это не страшно, и не пошло, и не смешно. Это вызов, с одной стороны, а с другой — слом традиций, которые предписывают нам как бы скромность, а на самом деле стыд за свои части тела, за сексуальные мысли о них, за само проявление даже небрежной и ненарочитой сексуальности (как это понимается в общем и целом).
Конечно, голое тело не может быть сексуально нейтральным. Но вопрос в том, что даже почти голое тело может быть объектом, а может быть просто источником некой сексуальной энергии. Общества бывают сексуально сдержанные (как в Британии или Швеции) или сексуально открытые (как в Испании, Израиле). Последнее не значит, что любая девушка в коротком платье вышла, чтобы найти партнера. Это значит, что к сексуальности общество относится позитивно, приветствует ее, поощряет, а не подавляет и осуждает.
Поэтому и устраиваются все эти голые велопробеги, или Slut Walks/Парады шлюх (это когда все надевают самые открытые и «проститутские» наряды — против мнения «надела короткую юбку — сама виновата»).
Тело может восхищать. Тело может возбуждать. Но оно не должно быть объектом осуждения, насилия, злых шуток или любых других мыслей и действий, вызванных сексуальной агрессией (которая сдерживалась, а потом вдруг прорвалась при виде твердых сосков или задницы в открытых шортах).
Культура тела (и голого тела как часть этого) — важная тема в жизни общества. Мы ведь каждый день по многу раз думаем об этом. Я прилично выгляжу? У меня красивое тело? Я не слишком «голая»? Как сильно я могу показать свои ноги? Не слишком ли в этих брюках виден мой пенис? Я толстый? И так далее.
Это рутинные мысли, которыми мы озадачиваем себя постоянно — в ответ на общественные установки, правила приличия, в ответ на то, что считается сексуально приемлемым.
И знаете, было бы отлично жить вот без всего этого. Одеваться как хочешь, выглядеть как хочешь, быть сексуальным (или асексуальным) ровно настолько, насколько тебе лично это приятно и красиво.