Расставание Джонни Деппа и Эмбер Херд стало невозможно обсуждать публично. Юная красотка обвиняет самого любимого актера всех, кто вырос в 90-е и 2000-е, в домашнем насилии. Дочь, бывшая жена и друзья объясняют по всем каналам, что Джонни Депп — нежнейший муж и отец. СМИ обещают некстати (а может, и кстати) вышедшей «Алисе в Зазеркалье» провал. Обыватель гадает, что там было на самом деле, и расходится во мнениях, согласно предпочтениям: одни сочувствуют девушке, другие — почти в один момент утратившему мать и доброе имя Джонни Деппу.
Отчего же нам так нравится обсуждать личную жизнь знаменитостей? Что нам до разводов Джонни Деппа, Бена Аффлека и Гвинет Пэлтроу? Разве у нас самих все в порядке?
Это смешно, но если мы интересуемся сплетнями, значит, с нами действительно все в порядке. Дело в том, что интерес к тому, что происходит в жизни других людей, заложен в нас эволюцией.
В доисторическую эпоху наши предки жили относительно небольшими группами, и знать о том, что представляют собой члены сообщества, оказывалось жизненно важно.
Анализируя поступки других людей, можно было понять, как они поведут себя в сложной ситуации, стоит ли на них полагаться, что они сделают при распределении ресурсов и в каком положении при этом окажетесь вы сами.
Получая информацию друг о друге, люди учились успешно взаимодействовать с друзьями, союзниками и родственниками, и чем выше был статус того или иного человека, тем больше интереса он вызывал, ведь он обладал качествами, которые позволили ему подняться высоко и получить влияние.
Сегодня где-то высоко-высоко на социальной лестнице располагаются актеры, музыканты, спортсмены и участники реалити-шоу. Это не просто успешные люди. Это еще и персонажи, о которых мы знаем едва ли не больше, чем о некоторых родственниках, потому что газеты выходят каждый день, а с тетей из Орла вы созваниваетесь не чаще, чем раз в полгода.
Антрополог из канадского университета Далхаузи Джером Баркоу отмечает, что эволюция не подготовила нас различать людей, по-настоящему влияющих на нашу жизнь, и тех, о ком нам бесконечно рассказывают по телевизору. Таким образом, важными для нас людьми оказываются те, про кого мы больше всего знаем.
Повод поговорить
Сплетничать о знаменитостях бывает полезно малознакомым людям, у которых находится мало тем для разговора. Попробуйте утром у офисной кофемашины обсудить с коллегой из соседнего отдела не погоду, про которую уже надоело разговаривать, а болезненную худобу Анджелины Джоли — вот увидите: вы разойдетесь по отделам, чувствуя себя почти приятелями.
Дело в том, что знаменитости, о которых мы знаем слишком много, — это наши своеобразные общие друзья, люди, которых мы все знаем. Ведь вы с друзьями обсуждаете общих знакомых, их поведение в соцсетях, разводы? Со знаменитостями — то же самое.
Для молодых людей знаменитость — не столько общий друг или подруга, сколько образец для подражания.
Это показало исследование, проведенное в 2007 году бельгийским психологом Шарлотт де Бакер и американским психологом Фрэнком Т. Макэндрю: тинейджеры усваивают жизненные стратегии и копируют стиль одежды звезд, и те объединяют их так же, как их родителей — звездные разводы.
Что плохо для звезд, хорошо для нас
Китайские ученые провели эксперимент, результаты которого были опубликованы в журнале Social Neuroscience: исследователи предложили 17 участникам по три новости — о них самих, об их друзьях и о знаменитостях, причем новости были как плохими, так и хорошими.
Изучив активность мозга при получении новостей, ученые обнаружили, что участок, отвечающий за удовольствие и вознаграждение, активизировался у людей, когда они получали плохие новости о друзьях и знаменитостях, при этом новости о звездах вызывали активность среднюю, а о друзьях — высокую (вот и верь после этого людям). Впрочем, плохие новости о знаменитостях активизировали еще и участок, отвечающий за самоконтроль, — возможно, это означает, что подопытные пытались сдержаться и не слишком-то радоваться.
Ничего удивительного в этом нет: известно, что плохие новости вызывают у читателей куда больший интерес, чем хорошие.
Вам интереснее читать про войны, катастрофы и убийства, желательно, жестокие, чем про новые сорта абрикосов — что ж, мы с этим смиримся. Это даже хорошо: на самом деле плохие новости служат людям предостережением, заставляют быть осторожнее на дорогах, добрее друг к другу, внимательнее при выборе напитков, развлечений и даже жизненных сценариев. Джонни Деппа, кстати, тоже касается.