Когда-то он был любимым ароматом арабских шейхов — сегодня духи с этой сильной древесно-анималистичной нотой носят в офисах и надевают в театр. Уд появился с 2007 года в ароматах практически всех парфюмерных домов мира. И хотя Романо Риччи, парфюмер и владелец марки Julliette Has a Gun, и говорил в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru», что уд — аромат, который многих раздражает и в публичные места духи с этой мощной нотой лучше не носить, услышать благородную восточную ноту можно на любом мероприятии. Уд — это, во-первых, модно, во-вторых, дорого.
Уд получается, когда дерево аквилария, произрастающее в Юго-Восточной Азии, заражается определенным грибком: древесина его пропитывается густой, вязкой, темной и очень ароматной смолой.
Удом, или агаровым деревом, называют как саму эту древесину (из нее делают благовония), так и масло, которое из нее извлекается, — редкое, дорогое масло, стоимость которого, по данным International Journal of Pharmaceutical and Life Sciences, может доходить до $30 тыс. за литр.
Цена масла зависит от возраста самого дерева: чем оно старше (и чем дольше страдало от грибка), тем дороже его смола. Лишнее подтверждение того, что выше всего на свете ценится выдержка — вина, виски, сыра, угля, который когда-нибудь превратится в алмаз, и старого друга, который, как правило, лучше новых двух.
На Востоке, Ближнем и Дальнем, уд используется уже не одну тысячу лет — как лекарственное средство (его рекомендуют при астме, простуде и кожных болезнях), для ароматизации помещения, а потом и как ингредиент для духов. Это, собственно, и есть аромат настоящей восточной роскоши, который ни с чем не спутаешь.
Чувствуете аромат древесины, дыма, смолы, кожи и мускуса одновременно — это уд.
И если раньше для того, чтобы пахнуть как арабский шейх или его жена, требовалось искать специальные арабские духи (это несложно, но придется потратиться — например, на аромат марки с недвусмысленным названием Arabian Oud, существующей с 1982 года), то сейчас, благодаря Тому Форду, ароматы с удовыми нотами можно найти в коллекции каждого приличного парфюмерного дома. Говорить о том, что парфюмы эти по-прежнему нишевые, а значит, дорогие, кажется, излишне. Уд — слишком ценный ингредиент для масс-маркета. Это не значит, что его до сих пор не научились синтезировать. Научились. Только пахнет синтетический уд совсем не так, как благородный настоящий. Никакой смолы и дыма.
Про Тома Форда мы упомянули не случайно: это его Oud Wood закружил голову парфюмерным маньякам в 2007 году. Уже упоминавшийся нами Романо Риччи, правда, утверждает, что моду на уд завел именно он — когда в 2009 году под брендом Juliette Has A Gun выпустил аромат Midnight Oud. Не будем спорить, кто больший молодец: в любом случае, в полную силу запах агарового дерева вошел примерно в 2013 году, когда свои нишевые удовые ароматы уже были у Lancome, Armani Prive, Roberto Cavalli, Dolce&Gabbana, Valentino, Versace. Заметьте, все это бренды, производящие ароматы масс-маркета, а это значит, что потенциал уда оказался признан и теми, кто думает о коммерческом успехе, и теми, для кого парфюмерия — это прежде всего искусство.
Удовые ароматы, которые нужно попробовать в этом году. Выбор «Стиля жизни»
1. Montale Wood & Spices
Новинка 2015 года — последний на сегодняшний день аромат среди многочисленных удов Montale. Стойкий (впрочем, уд всегда держится на коже по два дня), томный, сладкий мужской аромат для очень жгучего брюнета. Очень сильный — к яркому уду здесь прибавляются не менее мощные ладан, ветивер и сандал. Но почему-то уютный.
Так сильный мужчина должен пахнуть в конце очень трудного дня.
Желательно, чтобы к нему прилагались ириски и какао. Ну не коньяк же!
2. Pure Oud by Kilian
Один из первых удов, а этот аромат для мужчин и женщин вышел еще в 2009-м, его нужно иметь тем, кто ценит уд за силу и строгость. Не верьте названию: это не простой уд, здесь есть еще ноты шафрана и гуаякового дерева. Впрочем, в сочетании с агаром они дают действительно чистый благородный аромат старого дерева — так, наверное, должны были пахнуть деревянные сундуки, привезенные из британских колоний.
3. Oud Saphir Atelier Cologne
Удовый колонь — неожиданная идея. Появление этой новинки Atelier Cologne подтверждает, что даже удовый аромат может быть свежим. Ну то есть не свежим, а таким… свеженьким! Его можно с чистой совестью надевать прямо с утра — и вас никто не осудит. Уд придает этому одеколону терпкость и глубину, но не жестокость. Да и как можно быть жестоким, если у вас в средних нотах — береза и жасмин, а в базе — ваниль и по-прежнему березка.
4. Oud Satin Mood Maison Francis Kurkdjian
У знаменитого французского парфюмера Франсиса Куркджана уже были кашмировый, шелковый, бархатный уды. В этом году настал черед атласного — плотного, гладкого, блестящего.
Очень сладкого, кружащего голову, почти запретного — из-за того, что выглядит слишком ярко.
Это впечатление производит не уд, а розы. Их здесь целых две — болгарская и турецкая. Получается сумасшедше стойкий и слегка неприличный аромат. Как будто в чужой спальне оказались, где мужчина и женщина все никак не поделят любимый аромат.