1. Ни одно издательство не хотело печатать книгу про волшебного мальчика, написанную женщиной
«Мне говорили, что, если я хочу увидеть свою книгу напечатанной, я могу заплатить за мини-тираж сама и раздарить его всем своим друзьям и родственникам. Больше никого такая книга заинтересовать не сможет»
До того, как Роулинг удалось все же найти издателя для своей книги, ей пришлось выслушать 14 отказов.
Главным мотивом отказывающих было то, что книга рассчитана на двенадцатилетних мальчиков, а они никогда не купят книгу, написанную женщиной.
И что даже при самых благоприятных обстоятельствах продать получится не больше 3000 копий (на данный момент продано более 450 млн книг). Даже после того, как английское издательство «Блумсбери» решило рискнуть и выпустить 3000 копий, Джоан попросили не подписываться полным именем и поставить на обложке сокращенное «Дж.», чтобы покупатели не знали, что книгу написала женщина. Писателя-мужчину раскупят быстрее.
Когда Роулинг настиг успех, все до одного издательства, отказавшие ей ранее, вернулись и предлагали ей продолжить публикацию книг у них, обещая заоблачные гонорары. Джоан осталась верна издательству, которое первым в нее поверило.
«Гарри Поттер» принес совокупную прибыль более 1 млрд фунтов стерлингов и сделал Роулинг самой богатой женщиной Англии. Писательница даже обогнала королеву.
2. Роулинг придумала дементоров во время многолетней депрессии
«Я и сама долго жила рядом с дементорами. Они окружают нас повсюду»
Дементоры — страшные существа, которых маглы (не волшебники) даже увидеть не могут. Они высасывают из тебя силы, но главное, радость.
Если слишком долго находишься рядом с дементором, то тебе начинает казаться, что ты больше никогда не сможешь быть счастливым и ничего хорошего в твоей жизни никогда больше не произойдет.
Когда к тебе приближается дементор, все, о чем ты можешь думать, – это самые ужасные вещи, которые происходили в твоей жизни.
Волшебники могут защититься от дементоров (и то не все, а только самые искусные). Чтобы это сделать, нужно, несмотря на невозможное, поглощающее тебя горе, вызвать самое счастливое воспоминание, которое у тебя есть, и произнести заклинание, которое вызовет Патронуса (защитника).
Если с тобой случилось какое-то страшное горе, ты можешь потерять возможность вызывать Патронуса или твой Патронус может ослабеть, потому что с каждым человеком может случиться что-то такое, после чего он уже никогда не будет прежним.
У маглов никакой надежды на спасение нет.
3. Роулинг никогда бы не написала «Гарри Поттера», если бы у нее не умерла мама
«Я многое поняла про смерть только после того, как сама с ней столкнулась. Мне было очень важно, чтобы Гарри смерть победил»
Мама писательницы долго болела и трагически рано умерла. Именно тогда Роулинг начала задумываться о том, что с нами случается, когда мы теряем человека, который любил нас беззаветно и, главное, ни за что.
Тема любви и смерти – главная в книге, и, по признанию писательницы, книги не случилось бы вообще, если бы не личное горе, с которым она столкнулась. Смерть и победа над ней являются смыслом «Гарри Поттера». Злодей Волдеморт больше всего в жизни боится умереть. Он считает, что его главная задача — смерть победить, чего бы это ни стоило. Этому он, собственно, и посвящает свою жизнь.
А вот Гарри, наоборот, путем долгих исканий приходит к выводу, что в жизни есть вещи намного страшнее и что никакая это не жизнь, если ты постоянно боишься смерти.
Именно это осознание помогает ему в итоге (спойлер) выжить.
4. Роулинг сделала так, чтобы один из самых героических поступков в книге совершила неработающая многодетная мать
«В мире волшебников вопрос физической силы снят, важна сила твоих волшебных способностей, поэтому мужчины и женщины равны. Я очень хотела показать, что даже самая, казалось бы, невоинственная домохозяйка способна на страшно смелые поступки, и никогда нельзя их недооценивать»
Многодетная мать и домохозяйка миссис Уизли (дальше спойлер) убивает Беллатрикс Лестрейндж – правую руку главного злодея Волдеморта. Беллатрикс до этого успевает прикончить половину положительных героев книги. Она невообразимо сильная и совершенно безжалостная волшебница, с которой не могут справиться самые талантливые противники.
А мать и домохозяйка может, потому что если ты решила посвятить себя своим детям, а не карьере, это еще не значит, что ты слабая.
В книге есть еще несколько положительных, но «слабых» персонажей, от которых никто ничего не ждет, и при этом им удается совершить что-то совершенно немыслимое по уровню героизма.
Один из самых главных посылов книги заключается в том, что мы никогда не можем знать, кто на что в итоге окажется способен. А что намного важнее, мы на самом деле не знаем, на что способны мы сами. Первый человек, которого не нужно списывать со счетов, – это ты сам.