Международная выставка «Экспо-2015», посвященная кулинарным традициям и новейшим трендам, – это 148 стран-участниц, 1,7 кв. км общей площади к северо-западу от Милана, миллионы посетителей, которые побывают на выставке с мая по октябрь, и весьма вдохновляющая тема еды. «Питание для планеты. Энергия для жизни» — так звучит ее официальное название.
На практике это означает, что страны, кто во что горазд, представляют свои местные продукты, кулинарные традиции, сельскохозяйственные достижения и даже оригинальные размышления на тему еды. Крохотный город из двух улиц заполнен павильонами стран, кластерами, посвященными отдельным видам продуктов и странам, которые их производят (рис, кофе, зерновые, какао-бобы и – отдельно! – шоколад), ресторанами, среди которых есть один «мишленовский» – сюда на гастроли приезжают знаменитые повара со всего мира.
А еще тут, да и в самом Милане, где на символику «Экспо» натыкаешься на каждом шагу, проходят дискуссии, мастер-классы и вечеринки – в общем, все, из-за чего жизнь здесь не замирает в течение всего дня.
И если вечером на выставке вы обнаружите, что у литовского павильона ничего не происходит, бегите скорее к иранскому – там как раз пляшут.
За один рабочий день обойти все это, конечно, невозможно: за 12 часов я побывала в 14 павильонах отдельных стран, успела забежать в кластер риса, чтобы посмотреть, как устроилась там моя любимая Камбоджа, – и уже по дороге обратно в Милан поняла, что трагически проскочила мимо итальянского павильона.
Впрочем, в голове уже смешались инсталляции, фотографии, видео, световые шоу, простые и понятные полки с консервами, которые – это забыть невозможно – были выставлены в павильоне Туркмении.
Поход по выставке начался утром с павильона Великобритании. Думаю, осмотреть его первым было ошибкой: он настолько хорош, что после него ждешь от всех остальных чего-то особенного, а получаешь не всегда.
Англичане посвятили экспозицию проблеме вымирания пчел – и создали красивое пространство с понятной концепцией, в котором хочется быть вечно – если вы, конечно, не аллергик.
Вход, символизирующий улей. Проходы, обсаженные растущими в Англии дикорастущими травами – чтобы посетитель почувствовал себя пчелой посреди цветущего луга.
Центральная инсталляция, напоминающая внутренности улья и издающая переливчатую мелодию, – она передает жужжание настоящего улья.
Подняться на второй этаж, взять стакан традиционного английского летнего напитка Pimm's с огурцом и клубникой и завернутые в газету фиш-энд-чипс – чистое блаженство. И уже как-то забываешь про то, что британская кухня – кошмар для гурмэ. Тем более что есть в павильоне не обязательно.
В китайском павильоне приходится протискиваться между посетителями, мучительно пытаясь получить удовольствие. Делать здесь – решительно нечего. Выставочные стенды иллюстрируют историю сельского хозяйства в Китае, из развлечений – мельница для перемалывания сои в муку.
Скорее перемещаемся в павильон Малайзии. Выглядит он очень эффектно: шесть то ли шоколадных яиц, то ли долек дуриана – а на самом деле просто абстрактных семян.
Внутри овальные кабинеты, где можно погрузиться в атмосферу тропических лесов, помахать руками, вызывая на экране бабочек, и узнать много полезного о пальмовом масле – гордости жителей Малайзии.
Попробовав малайских шашлычков, идем в павильон Швейцарии. На выставке она представляет себя как Очень Ответственную Страну.
Концепция павильона проста и остроумна: четыре башни по четыре этажа, каждая доверху заполнена коробками с типичными швейцарскими продуктами.
Нет, это не сыр и не шоколад, а сушеные яблоки, растворимый кофе в одноразовых пакетиках, соль в коробочках и вода, исчисляемая в стаканчиках.
Посетителям предлагается брать сколько угодно – но помнить, что чем больше вы возьмете, тем меньше достанется другим. Так швейцарцы напоминают, что потреблять нужно осторожно. Результат пока что может показаться обидным производителями Nescafe: их кофе интересует посетителей меньше всех.
Может быть, потому, что большинство из них – итальянцы, а их растворимым кофе не заманишь.
В павильоне Австрии оказывается, что воздух – это тоже еда. Высокотехнологичная имитация австрийского горного леса, где даже в самый жаркий итальянский полдень свежо и прохладно, действительно бодрит, хотя решение предложить воздух в качестве основного национального продукта и выглядит несколько загадочным.
При входе в павильон США обнаруживаем Джона Керри и Барака Обаму – они рассказывают с многочисленных экранов о развитии сельского хозяйства в стране.
Бесконечно красивая девушка у стойки для прессы приглашает на второй этаж прослушать лекцию, но нам хочется развлечений. Они неподалеку – в павильоне Туркменистана.
Разве можно было пройти мимо сооружения, которое выглядит как копия павильона ВДНХ, облепленная стразами и разноцветными пластмассовыми панелями? Первое, что обнаруживается внутри, — гигантский портрет президента страны Гурбангулы Бердымухамедова, за ним – ковры, а дальше начинает казаться, будто вы попали на Недели Туркменистана в «Ашане».
На полки аккуратно выставлены туркменские продукты и не продукты – мука в пакетах, банки с маринованными овощами, тушенка и сгущенка, макароны, печенье, алкоголь, ватные палочки, тетрадки и календари, халаты и ткани — все, что производится в стране. После всех высокотехнологичных лесов, высокоморальных башен и аккуратных китайских стендов нас отбрасывает на 30 лет, и на глазах появляются слезы – от смеха. Павильон, впрочем, не пустует: пожилые итальянские посетители серьезно рассматривают ватные палочки.
Туркменский павильон имел все шансы оказаться главным впечатлением от «Экспо-2015». Чтобы закрепить его, забегаем в эстонский – приятное пространство в скандинавском стиле, где есть деревянные качели и топчан с подушками, но нет никакой еды.
Словацкий – где выставлены произведения современного искусства, и некоторые из них все-таки связаны с едой.
Павильон Омана, где есть улей, изображения фиников разных сортов и уморительные мужские фигуры, на которые проецируются живые мужские лица – они шевелят губами и выглядят очень странно.
Не выстояв очередь в павильон Катара, идем, наконец, в российский. Там многолюдно.
У входа покачиваются наши талисманы, придуманные к выставке: гибрид матрешки, мишки и неваляшки. Пахнет борщом.
Посетителям раздают ленточки в цветах триколора, флажки и, кажется, еще и конфеты: проходящий мимо меня итальянец разворачивает «Белочку» и бормочет: «Ай лав ю, Руссия». Внутри обнаруживается родная земля – в прямом смысле: в желобки вдоль стен насыпан чернозем, символизирующий обилие у нас плодородных земель.
Наш павильон – вообще весь про изобилие и ресурсы: в полном соответствии с тематикой выставки, мы обещаем накормить планету (если захотим).
Земля, вода, пшеничные колосья и мощные умы – такие, как Вавилов, Менделеев и Вернадский, — вот что предлагает Россия миру. А еще оладьи с икрой – в одном из залов как раз проходит дегустация.
Поднявшись на второй этаж, снова откатываемся назад — в этом зале выставляются экспозиции, посвященные регионам России. Сейчас – месяц Татарстана (и чуть-чуть – Калужской области). Это быстро становится понятно по стендам с тюбетейками и чак-чаком.
Среди экспонатов выделяется инсталляция, символизирующая пасеку. Два пластмассовых пасечника склонились над ульем. Один из них, видимо, мутант – даже шляпа не может скрыть того, что у него огромное пластмассовое ухо.
Впечатление снижено. Но его быстро исправляет огромная терраса, расположенная на крыше. Там бар — низкие диваны, столики, ящики с полевыми травами и отличный панорамный вид на выставку. Мы смотрим с крыши на американский павильон – там тоже есть бар на крыше и тоже бывают вечеринки.
Иногда они проходят в одно и то же время, и тогда «наши» и американцы фотографируют друг друга и делают селфи.
После российского павильона хочется посмотреть еще хоть что-нибудь. Марокко и Израиль сделали элегантные экспозиции, в точности соответствующие теме еды: в Марокко мы узнаем, что там растут мандарины, гранаты и фисташки, в Израиле просматриваем фильм, из которого можно понять, как израильтянам удалось менее чем за 100 лет превратить землю пустыни в обширные сельскохозяйственные угодья и изобрести помидоры черри. В Японии – театрализованное представление и японско-итальянские пляски.
Темнеет. Остается только очень быстро забежать хотя бы в какой-нибудь кластер. Вот рисовый. Здесь есть павильон Камбоджи – кхмеры пытаются продать в нем сувениры, знакомые всем, кто бывал на ночном рынке в Сием-Рипе.
В павильоне Сьерра-Леоне на стенах изображены алмазы, а скучающим африканцам нет до нас никакого дела. В павильоне Бангладеш мне предлагают сделать то ли массаж, то ли тату.
У меня появляется чувство, будто за 10 часов на выставке я совершила кругосветное путешествие, побывав в странах Восточной и Западной Европы, Северной Америки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока.
И везде захотелось побывать снова – теперь уже по-настоящему. На тату в Бангладеш я никогда не решусь, а шашлычки в Малайзии были вкусные.