Малкольм Форбс, издатель одноименного журнала и богатейший человек, утверждает: «Деньги, конечно, в жизни еще не все, но только если у тебя их достаточно». Эта не слишком радостная истина известна любой девушке, даже если она не согласна с философией знаменитой Душечки в исполнении Мэрилин Монро: «Я встретила того, кого искала. У него миллионы, очки и яхта».
Мы решили выяснить, как с научной точки зрения связаны женщины и деньги и почему чем беднее страна, где живет и работает девушка, тем больше она зависит от мужчины.
Психолог Тим Кассер, специализирующийся на ценностях материализма, взялся за исследование гендерной проблемы, суть которой отлично передает простонародное выражение: «Женщине в жизни нужны четыре животных — норка в шкафу, «ягуар» в гараже, тигр в постели и осел, который за все это заплатит».
«Эта цитата выражает стереотипное мнение, что некоторые женщины хотят иметь дело исключительно с богатыми мужчинами с высоким социальным статусом, — говорит Кассер. — Как выясняется, данное клише в значительной мере подтверждают десятки психологических исследований, проведенных в самых разных странах мира.
Когда респондентов спрашивают, какие характеристики они желают видеть в своем партнере, женщины гораздо чаще мужчин отдают предпочтение богатству, амбициозности и высокому статусу».
Обычно такое желание объясняют тем, что оно как бы «внедрено» в нервную систему женщин в результате эволюции. Однако многие ученые феминистского толка указывают на конкретные культурные условия, которые не обеспечивают женщин возможностями для самостоятельного удовлетворения своих потребностей в безопасности (важную роль в которых играют средства к существованию).
Доказательств, подтверждающих эту точку зрения, было недостаточно, пока независимые психологи Тим Кассер и Ядика Шарма не нашли собственное культурное (а не эволюционное) объяснение этому гендерному различию.
В частности, они проанализировали вероятность того, что те же социально-экономические особенности страны проживания, из-за которых, возможно, женщины чувствуют собственную незащищенность, заставляют их также больше переживать по поводу финансовых возможностей потенциальных партнеров.
В своем исследовании авторы опирались на базу данных, в которой более 9 тыс. мужчин и женщин — представителей 37 разных культур — просили оценить, в какой мере они хотели бы видеть в своих потенциальных партнерах такие качества, как эмоциональная устойчивость, целомудрие, зрелость, сходство религиозных убеждений и (или) образовательного уровня.
Ученые сосредоточились на трех характеристиках, имеющих отношение к способности партнера выполнять желаемые запросы, — перспективности в финансовом плане, наличии благоприятного социального статуса или рейтинга и явных признаках амбициозности и трудолюбия.
Для оценки возможной степени защищенности женщин в соответствующих культурах психологи использовали данные из источников ООН по двум важным пунктам, непосредственно влияющим на этот показатель.
Во-первых, свобода женщин при принятии решений в области деторождения, то есть в какой мере та или иная культура позволяет женщине самостоятельно контролировать процесс рождения детей и свою семейную жизнь.
Например, Кассер и Шарма исследовали уровень материнской смертности при родах в каждой нации,
имеют ли женщины беспрепятственный доступ к противозачаточным средствам и защищены ли они от насилия в семье национальным законодательством.
Во-вторых, они оценили, насколько женщины равноправны с мужчинами в плане возможностей получить образование, для чего определили долю женщин (по сравнению с мужчинами), которые умели читать и писать и окончили начальную и среднюю школу.
В странах, где у женщин было мало шансов выучиться (и, следовательно, самостоятельно обеспечивать себя в дальнейшей жизни), они выказывали гораздо большее желание иметь состоятельного партнера с высоким статусом, нежели в странах, где оба пола были в этом плане равны.
Точно так же женщины из стран, не предоставлявших им особых прав самостоятельно контролировать деторождение, были куда больше заинтересованы в финансовой ориентации партнеров, чем те, кто в полной мере мог распоряжаться своей жизнью.
Итак, если у женщин меньше шансов получить образование или самостоятельно контролировать деторождение, они, как правило, менее уверены в том, что смогут обеспечивать себя сами, и, следовательно, подходят к выбору партнера с более материалистических позиций.
Так что если для полного счастья женщине нужны все эти животные: норка, «ягуар», тигр и осел, то это очень бедная женщина. Бедняжка, которая живет в обществе, где недостаточно ресурсов для того, чтобы она могла спокойно отказаться от всего этого зоопарка.