В начале 90-х на Канарские острова мечтал поехать каждый зритель передачи «Поле чудес» — поездка предлагалась там в качестве одного из призов наряду с микроволновкой. Со временем и микроволновки, и Канары стали доступнее: остров Тенерифе, самый крупный в архипелаге, сегодня вполне освоен русскими туристами.
Забавно только сейчас обнаружить, что в архипелаге есть и еще шесть островов, пригодных для отдыха. Крохотные Гомера и Иерро, покрытая зеленью Ла-Пальма, уединенная Фуэртевентура, прославленный Мишелем Уэльбеком Лансароте и Гран-Канария, которую называют континентом в миниатюре, тоже активно принимают туристов.
Только русских здесь совсем мало. И если вы услышите на Гран-Канарии русскую речь, можете быть почти уверены, что перед вами наши бывшие соотечественники, живущие сейчас в Германии или Голландии.
Или моряки с одного из траулеров, что месяцами стоят в Лас-Пальмас-де-Гран-Канария, столице острова и одном из крупнейших портов Испании.
Борьбу за русского туриста Гран-Канария начала только сейчас. И ей наверняка удастся увести часть поклонников у своего вечного соперника Тенерифе — тех из них, кто ищет спокойствия, безмятежности, безопасности и единения с природой. Такой разнообразной природой, что не перестаешь удивляться, как часто и радикально меняются пейзажи на этом крохотном (всего 1560 км²) кусочке земли.
Высокий сезон здесь длится с октября по апрель, но это не связано с погодой. Здесь почти никогда не бывает жарко (температура в районе 20°C держится почти весь год): просто европейцы, которые зимой отдыхают на Гран-Канарии, летом перебираются на курорты, расположенные поближе к дому.
Но и летом здесь хорошо отдыхать с детьми, заниматься серфингом, ловить рыбу и снимать комнату в хорошем отеле или демократичное бунгало. А еще — осматривать остров.
Город
Поездку на Гран-Канарию имеет смысл начинать не с заповедников и парков, а со столицы. Столица, впрочем, слово громкое, но жители курортного Маспаломаса действительно считают столичный Лас-Пальмас слишком шумным, суетливым, переполненным людьми и транспортом. И это о городе, население которого составляло десять лет назад, в момент последней переписи, 378 628 человек!
Видимо, «шум» не дает изнеженным гостям с юга острова в полной мере оценить красоту Лас-Пальмаса. А он очень хорош. Особенно, конечно, старый район под названием Вегета.
Здесь можно долго бродить между невысокими домами в испанском колониальном стиле, задирая голову, рассматривать резные балкончики из канарской сосны (местная гордость), сравнивать их с французскими колониальными домами, виденными в Камбодже, и не находить ничего общего.
Проходить мимо кафе, столики которых стоят прямо на середине улицы, и завидовать канарцам, которые могут сидеть там день-деньской, пить кофе и вино, покуривать себе, кричать на всю улицу --– и никуда не торопиться.
А вам придется поспешать, ведь нужно еще успеть до закрытия в Дом Колумба. Правда, на самом деле это был дом губернатора, а сам Христофор Колумб туда только, возможно, захаживал в 1492-м, по пути к открытиям, но сейчас это неважно — где, как не в самом красивом доме города, открывать экспозицию, посвященную испанской колонизации?
Горы
Как у многих островов вулканического происхождения, в центре Гран-Канарии — горы, среди которых выделяются потухший, к счастью, вулкан Пико-де-лас-Ньевес и скала Роке-Нубло, гордость и символ Гран-Канарии. К символу, конечно, обязательно ездит каждый турист — и необязательно для того, чтобы потереть скалу и загадать желание.
Просто тропа к скале очень красивая и идти по ней довольно просто: как легкая прогулка по парку, только с одной стороны обрыв, с другой — кусты и сосны.
Потом совершенно неожиданно вам откроется удивительный лунный пейзаж, каменистое плато, на середине которого возвышается ровная, как ледышка, Роке-Нубло. Если к этому моменту горы будут затянуты туманом, считайте, что вам крупно повезло: редко доводится почувствовать себя ежиком в тумане перед большой-пребольшой скалой.
В горах есть еще приятные маленькие городки — там, конечно, нужно обедать. На закуску берите местный специалитет — канарскую «морщинистую картошку», papas arrugadas. Маленькие круглые картофелины отвариваются в мундире и подаются с соусом mojo rojo из красного перца и пряностей.
Соус этот — лучшее, что есть на Канарах: густой, умеренно острый, чуть пряный, в каждом ресторане — свой.
И если окажетесь в пещерном ресторане El Centro в местечке Гуайядеке, имейте в виду: там этот соус — лучший на всем острове. Да и пещера забавная: оказывается, пещера на острове — один из видов жилья, в котором, по примеру аборигенов, любят селиться и современные канарцы. Только туалет и кухню они сооружают на улице, потому что с вентиляцией в пещерах — проблемы.
Океан
Спускаясь с гор на юг, к курортному Маспаломасу, обнаруживаешь, как радикально меняется пейзаж. Буйная зелень, в которой узнаешь настурцию, густо обвивающую придорожные кусты, розмарин, манговые деревья, бугенвиллеи, платаны и даже эвкалипты, сменяется лаконичными скалами и одинокими пальмами. Юг острова больше смахивает на пустыню — сначала красную, каменистую, а потом… А потом с вами случится лучшее, что могло быть в этом путешествии.
Въехав в Маспаломас и миновав комплексы бунгало, площадки для гольфа, обсаженные финиковыми пальмами бульвары и рестораны, вы подъедете к дюнам. Перед вами будут расстилаться гигантские мягкие барханы, горячий песок будет звать к себе, и, увидев на горизонте маяк, у которого расположен ваш отель, вы, конечно же, решите сбросить сандалии и дойти до него пешком.
Сандалии придется вскоре надеть — песок горячий. Потом в голове всплывет песня про Учкудук, три колодца, и вы пожалеете, что не прихватили с собой воды.
Маяк, пальмы и гостиница на горизонте покажутся миражем. Пухлые барханы и палящее солнце — реальностью.
Будет смешно — вы же знаете, что вокруг не пустыня, да и вы вовсе не заблудились, но чувство, будто вы переживаете приключение, останется. А через какие-то 15 минут вы сбежите по склону бархана к Атлантическому океану и на полной скорости вбежите в его прохладную воду. Тут-то вы и узнаете, что значит эйфория. Бесконечный восторг от того, как мудро и гармонично устроен этот мир и как раскаленный песок сменяется свежестью океана.
А потом нужно пойти по пляжу. Набегающая волна промочит брюки до самого верха — но это будет неважно. Путь будет лежать мимо нудистского пляжа.
И тут очень важно почувствовать себя в безопасности, потому что нет на свете места спокойнее и свободнее, чем нудистский пляж, и нет на свете более мирных людей, чем натуристы.
Гран-Канария и прекрасна тем, что там в равной степени чувствуют себя спокойно и свободно туристы и местные жители, геи и натуралы, одетые и раздетые, это мир всеобщего примирения и принятия, где нет осуждающих взглядов, недоуменного пожимания плечами и шушуканья.
И когда вы придете в свой пятизвездочный отель босиком, в мокрых до попы штанах, вас тоже никто не осудит. Потому что не за что.