Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Ирвин Ялом: «России очень не хватает хороших психотерапевтов»

Ирвин Ялом, легенда мировой психологии, приехал в Москву и рассказал, чем нам может помочь психотерапия

В Москву приехал Ирвин Ялом. Самый известный в мире психотерапевт рассказал о том, что он любит в России, чем могут быть полезны журналисты и почему всем нам нужна психотерапия.

Американский психотерапевт Ирвин Ялом пользуется безусловным авторитетом в научном мире и любовью широкой публики. У него есть уникальная способность рассказывать просто о сложных вещах: известность ему принесли рассказы и повести о работе психотерапевтов с пациентами, о том, как развиваются их отношения и что приносит обоим это сотрудничество.

Это самая настоящая литература — увлекательная и полезная одновременно. В Москву Ялом привез свою новую книгу «Все мы творения на день». В ней он снова подтверждает свою главную мысль: главная цель психотерапевта — сопровождать пациента на пути познания самого себя. Ялом всегда выступал (и продолжает это делать) за то, чтобы психотерапевт был как можно внимательнее к личности самого пациента, выстраивал с каждым из них свои отношения. Он считает, что люди, которые помогут справиться с горем, построить отношения с людьми, лучше понять себя, нужны каждому из наc. Даже психотерапевтам. Мы поговорили с ним об этом — и узнали, как превратиться из психолога в литератора, что происходит между терапевтом и пациентом и какой сериал обязательно нужно посмотреть всем.

Ирвин Ялом:
Я всегда любил читать — еще до того, как стать врачом. Я любил читать Толстого и Достоевского и всегда думал, что писать — это лучшее, чем можно заниматься в жизни. Думаю, в какой-то степени я всегда хотел стать писателем. Когда я трудился над самой-самой первой научной статьей, мне пришлось работать в тюрьме с людьми, осужденными за вуайеризм. Их по-английски называют Peeping Tom (Подглядывающий Том). Я мог написать о них обычную научную статью — со статистикой, анализом и прочим. Я добавил туда литературу.

При помощи своей жены я написал историю происхождения имени Пипинг Том. Это средневековая легенда про леди Годиву — про злого короля, который хотел наказать все население города и королеву, которая умолила его не делать этого, пообещав за это проскакать через город на коне обнаженной. Узнав об этом, благодарные жители города договорились, что, когда королева выедет на улицы, они зажмурятся, и никто не будет смотреть на нее. Но был один несчастный, который не смог устоять перед соблазном и, когда королева проскакала мимо него, на секунду открыл глаза — и в тот же момент Небеса ослепили его. И вот в статье для научного журнала я описал эту легенду, после чего стал сравнивать Тома с реальными вуайеристами.

Про писательство:
Я вообще люблю рассказывать истории. Достаточно давно у меня вышла книга о групповой терапии. Она пользовалась необыкновенным успехом. Я даже не мог понять, что в ней такого, что принесло ей такую популярность. Я спросил у студентов, и они ответили: там много маленьких историй. Благодаря этим коротким, в несколько абзацев, историям люди читали и более сложный, и, возможно, более скучный познавательный материал. Постепенно я пришел к выводу, что лучше всего у меня получится давать людям знания через истории. Я стал писать рассказы, а потом и повести, и все они были направлены на то, чтобы чему-то научить читателя, так я лучше всего мог выступать как преподаватель психотерапии.

Вот почему я так рад был приехать в Россию: России очень не хватает хороших психотерапевтов, а здесь, как и в любой другой стране, они очень нужны.

Про психотерапию:
Важность психотерапевтической работы нельзя недооценивать. Я недавно обнаружил, что в Германии человека, который страдает от легкого расстройства психики, которое грозит перерасти в болезнь, по государственной медицинской страховке можно поместить в стационар на срок до года. Это очень правильно: благодаря тому что страховка покрывает все расходы, предотвращается развитие у человека серьезных заболеваний, на лечение которых ушли бы долгие годы.

В США есть другая система: у нас организуются летние образовательные программы для молодых людей, рассчитанные на 7–10 дней, которые помогают лучше общаться со сверстниками, находить свое место в группе. Наш с Мэрилин внук (жена Ирвина — известный историк феминизма), у которого были проблемы в школе, как-то съездил в такой лагерь, и это было для него очень полезно. Когда я спросил у него, что ему дала поездка, он рассказал: оказалось, что он всегда пытался создать для себе имидж эдакого гения, которому совершенно не нужно заниматься и работать в классе, он не учился, но, приходя на уроки, старался поразить всех своей гениальностью.

И это было довольно глупо — тратить время на создание определенного образа, а не на учебу, притом что это не принесло ему успеха, а скорее наоборот.

Про журналистов:
Я думаю, СМИ — это как раз то идеальное средство, которое поможет людям узнать побольше о том, что происходит на сеансах психотерапии, понять, что это — прежде всего человеческое общение, а не визит к доктору. Я написал очень много книг о том, как происходит терапия, — и их довольно легко читать. Возможно, средства массовой информации могли бы делать что-то подобное, описывать, как прогрессирует пациент в процессе терапии, как это все вообще происходит. Для большинства людей то, что происходит между терапевтом и пациентом, — это полная загадка. Вы можете приподнять эту завесу тайны.

Терапия — это человеческие взаимоотношения, два человека, которые встречаются, чтобы поговорить друг с другом, и при этом один второго чуть-чуть направляет.

Это не когда один человек болен, другой здоров, один в своем уме, другой не в себе. Все мы люди и все — в какой-то степени пациенты друг друга.

Про психологов в кино и сериалах:
Кино и телевидение могут помочь. В кино терапевты часто выставляются в неправильном свете, но один фильм я очень люблю. Это довольно старое кино, где терапевта играет Робин Уильямс, — «Умница Уилл Хантинг». В телесериалах работу психотерапевтов показывают очень часто. Правда, не всегда верно: психиатр из «Клана Сопрано» — совсем плохой пример. Терапевт должен создавать доверительную обстановку, чтобы пациент мог открыться, и в этом смысле история, в которой пациент — убийца и при этом он никогда не говорит об этом с терапевтом, — это совсем глупость какая-то.

Но есть и очень хорошие сериалы. Например, «Лечение» («In treatment»), главную роль там играет Гэбриел Бирн. Вот этот сериал стоит посмотреть всем, чтобы понять, как работают хорошие терапевты. Может быть, он вдохновит вас на то, чтобы и самим обратиться за помощью.

Новости и материалы
Дроны ВСУ атаковали автомобиль пророссийской администрации Харьковской области
Стало известно, сколько зарабатывают таксисты в Москве
На Украине заявили о повреждении объекта критической инфраструктуры под Херсоном
В Раде посмеялись над Зеленским и предложили назвать ядерную бомбу в его честь
Мария Погребняк впервые вышла в свет с новым мужем
Российские подростки избили охранника ТЦ битой и распылили на него перцовый баллончик
Во Владивостоке возбудили дело после падения пенсионерки в кипяток
Стало известно о попытке массового отступления ВСУ из-под Курахово
Филиппа Киркорова объявили в розыск судебные приставы
Мэр Самары ушла в отставку
В Турции оценили угрозу оттока туристов после отмены all inclusive в отелях
В России создали устройство для защиты автомобилей от дронов
Власти Крымского района Кубани сообщили об оцеплении мест падения БПЛА
Почти 20 детей и один взрослый отравились в школе чувашского Новочебоксарска
Украинский военный рассказал, как Украина «доигралась»
Появилось видео из атакованного 36 беспилотниками Краснодарского края
Россияне охладели к ипотеке. Выдача кредитов рухнула более чем на треть
Пленный военный ВСУ рассказал, почему решил сдаться в Курской области
Все новости