Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«У поколения 30-летних утеряны традиции семейного отдыха»

Психолог Регина Енокаева о том, как дети учатся у родителей интересно проводить время

«Газета.Ru» поговорила с психологом Региной Енокаевой о том, как изменилась современная семья и почему проводить время с детьми крайне важно даже самым деловым людям.

— Регина, сегодня многие пары предпочитают отдыхать порознь. Как это влияет на отношения?

— На мой взгляд, это вопрос взаимодействия в паре. Почему люди в свой единственный свободный месяц (если речь идет об отпуске) хотят друг от друга отдыхать? Почему им неинтересно быть вместе, а интересно быть с кем-то другим? Насколько в паре близкие отношения и есть ли взаимопонимание?

Отдых — это часть жизни семьи. Возьмем, например, ситуацию, в которой мужчина много работает, очень занят, устает и отдыхает отдельно от жены и детей. Получается, что мужчина в обычной жизни семью почти не видит. И удачное время, когда можно пообщаться с семьей, с детьми — отпуск — проводит отдельно. Возникает вопрос: зачем ему семья? Ответ может оказаться не самым оптимистичным и логичным: человек создает семью, чтобы жить отдельно от нее.

— Сторонники раздельного отдыха прежде всего скажут, что каждый человек имеет право на собственную свободу.

— Конечно, у любого человека должно быть свое свободное время, которое он или она посвящают своим занятиям, увлечениям, друзьям. Это нормально. Точно так же, как супруги могут и должны проводить какую-то часть времени без детей, посвящая его только личным отношениям. Главный вопрос в том, сколько времени, как и когда вы проводите с семьей или без нее.

— Как меняется современная семья?

— Традиции семейного отдыха и времяпрепровождения у поколения, которому сейчас 30–35 лет, несколько утеряны.

В 1990-е годы, когда эти люди росли, их родители выживали, и главным было заработать на хлеб насущный.

В лучшем случае детей отправляли летом к бабушкам в деревню. А потом наступил новый век, время информационного общества и новых технологий, появились новые модели образа жизни, труда, отношений и отдыха в семье.

Личное свободное время взрослых членов семьи оказалось более важным и ценным, чем время, посвященное общению с детьми. Родителей в этом общении заменили уже не бабушки с дедушками, которые теперь тоже предпочитают работать. Основными воспитателями наших детей и внуков стали новейшие гаджеты, мобильные телефоны и интернет.

Родители часто не понимают, что для полноценного развития их чад в первую очередь необходимо ежедневное эмоциональное общение с ними.

Вместо этого они покупают детям дорогие электронные игрушки, красивые вещи, дорогие путевки в летние лагеря. Надеются на помощь специалистов, отправляют ребенка к аниматорам, воспитателям, психологам и думают, что вот они-то уж точно знают, что с этим самым ребенком нужно делать. Конечно, специалисты — это неплохо, но есть вещи, которые могут делать только родители.

— То самое живое общение?

— Да. И его невозможно заменить ни скайпом, ни телефоном, ни перепиской по SMS. К сожалению, современный человек все меньше и меньше включен в эмоциональную жизнь семьи. Каждый все больше сам по себе и занят своим делом.

Многие люди чаще общаются с чужими людьми в интернете, соцсетях, чем с близкими, которые живут рядом, под одной крышей.

В некоторых семьях вообще часто молчат и не замечают друг друга. Бесполезно говорить о том, что это плохо или хорошо. Это так, как оно есть. И всем приходится приспосабливаться.

— Как вы считаете, разрыв между поколениями — детьми и родителями — в XX веке был меньше?

— Да, конечно. Люди жили в условиях другого, технически менее совершенного, но более человечного общества: чаще друг к другу ходили в гости, больше общались, вместе гуляли, отдыхали, что-то мастерили вместе с детьми.

Дело в том, что для семьи очень важно взаимодействие, общение и игра.

Только тогда она будет крепкой, дружной и сплоченной. Если нет возможности собираться, как в былые времена, за общей трапезой, нужно хотя бы на 15 минут в день собираться всей семьей за вечерним чаем. И для детей это полезнее, чем общие слова взрослых: «Нужно держаться друг за друга», «Мы одна семья» и т.п.

Дети понимают действия. Они учатся у родителей интересно проводить время. Все члены семьи учатся вместе что-то делать и получать удовольствие: они плавают, ездят на экскурсии, знакомятся с новыми людьми и странами. Делятся впечатлениями и эмоциями друг с другом. Дети видят родителей в новой для них обстановке, довольными и смеющимися.

А взрослым элементарное знание законов развития детской психики, личности может сильно облегчить жизнь и помочь найти нужные ориентиры.

— Как же их искать?

— Один из таких ориентиров — тесное эмоциональное общение родителей с ребенком, особенно в дошкольный период, когда активно формируется личность, складывается характер. Очень важно не упустить это время.

Это еще и время, когда можно наладить разладившиеся и даже заложить новые детско-родительские отношения. Лучше понять и узнать своих близких.

Родители, которые жертвуют своим свободным личным временем, например летним отпуском, ради детей, выигрывают. Время, проведенное вместе, поможет в будущем избежать непонимания и конфликтов.

— Есть родители, которые боятся с маленькими детьми летать в самолетах, путешествовать на поездах, менять климат и обстановку...

— Выбирать места отдыха можно по-разному, все зависит от конкретной семьи, ее материальных возможностей и особенностей ребенка. Важно помнить, что чем младше ребенок, тем травматичнее для него расставание с родителями, особенно с мамой.

Маленький ребенок не понимает, что мама никуда не исчезнет и не пропадет. У него еще не сформировано представление о так называемом постоянстве мамы, которое появляется у пяти-шестилетних детей. Мама должна присутствовать в поле зрения малыша, тогда он чувствует себя защищенным и в безопасности.

Сейчас многие считают, что в первую очередь нужно заботиться о себе, а ребенка чуть ли не с рождения приучать к самостоятельности. Эта мамина свобода может обернуться для ребенка тем, что привязанность — глубокая эмоциональная связь между матерью и ребенком, которая формируется в первые годы его жизни и является основой полноценных детско-родительских отношений, — нарушается и подвергается испытаниям.

— Какие могут быть последствия в случае нарушения привязанности?

— Для совсем маленького ребенка мамино исчезновение на подсознательном уровне потеря и наказание. А когда нас наказывают, мы ищем причину в себе: что я сделал не так, чем провинился, за что меня наказали? Понятный ответ, как правило, ребенок не получает. Если мама часто оставляет малыша, у него может развиться неуверенность в себе, склонность скрывать свои чувства, в том числе негативные, он будет очень стараться понравиться.

У такого ребенка не формируется уверенность в том, что он делает все правильно и его не накажут.

Он менее активен (это касается и творчества), больше зажат, часто боится что-то делать. Энергичный от природы ребенок может начать врать или проявлять агрессию. В любом случае ребенок тревожится и даже при временной разлуке с мамой не чувствует себя комфортно до ее возвращения. При этом если первые два года жизни ребенок постоянно находился при маме и привязанность сформирована, то он легче перенесет мамино временное исчезновение, быстрее восстановится и травма будет не такой тяжелой.

— Что же тогда делать родителям, которые в силу обстоятельств вынуждены уезжать от своего ребенка на некоторое время?

— Очень важно вне зависимости от возраста ребенка на понятном ему языке объяснить, что происходит, почему он должен остаться один или с родственниками. И стараться, чтобы такие ситуации не становились нормой. Потому что родителей как таковых заменить вообще невозможно — ни в будни, ни в выходные, ни в отпуске.

Что думаешь?
Загрузка