В столице открылась Московская международная выставка-ярмарка кукол и медведей Тедди «Moscow Fair 2014». «Газета.Ru» исследовала, почему взрослые люди играют в куклы, как выглядит современный коллекционер игрушек и можно ли заработать на необычном увлечении.
Мужчины тоже любят играть
Среди покупателей кукол больше мужчин, чем женщин. По словам коллекционера Ирины Мызиной, владелицы первой в России и самой крупной сегодня в Европе галереи современных авторских художественных кукол «Вахтановъ», мужчины владеют самыми серьезными коллекциями современных авторских кукол.
«Многие мужчины собирают характерные куклы. Им обязательно нужна в кукле мысль. Или соперник.
Бывают куклы настолько энергетически сильные, что их надо покорять, — объясняет Ирина. — Кукла не каждому в руки идет, независимо от стоимости и имени художника. Я бы даже сказала, не каждая кукла соглашается быть купленной».
Между тем, к мужчинам-коллекционерам кукол и других игрушек часто относятся с незаслуженной иронией. По словам Сергея Романова, коллекционера, художника, историка, педагога и реставратора, для многих мужчин коллекционирование игрушек — отдушина. «Это просто увлечение, и в нем нет ничего странного. Я знаю кучу мужиков, которые собирают кукол, солдатиков и еще что-нибудь. Люди играют в это, — поясняет коллекционер. — Мой друг покупает своей дочери фарфоровые куклы на eBay. Он сам скульптор, понимает эстетику этих вещей. И он воспитывает в своей дочери потрясающий вкус. Так понемногу собирается их семейная коллекция. Я считаю, пусть у этой девочки лучше будут такие игрушки, чем весь тот китайский кошмарный винил, пластизоль, которыми завален весь рынок».
Воплощение детских фантазий
Коллекции Сергея Романова почти 29 лет. «Любовь к куклам появилась благодаря бабушке и маме — были какие-то игрушки, оставшиеся в семье от старших поколений, — рассказывает Сергей Романов. — В возрасте четырех или пяти лет, увидев альбомы с семейными фотографиями, я узнал, что взрослые тоже были детьми. Для меня это было открытием. Со временем у меня возник вопрос: «А где же эти игрушки?» Когда я начал приводить в порядок игрушки, сохранившиеся дома, кто-то из друзей и знакомых стал говорить: «А у нас тоже что-то осталось. Хочешь, мы тебе отдадим?»
В коллекции Сергея более 9 тыс. экземпляров, созданных в период с 1840 до 1980 год. «Куклы преобладают не потому, что я их очень люблю и собираю только их. Просто в наших домах убирались мамы, и все «мальчуковое» они выбрасывали в первую очередь, — поясняет коллекционер. — Куклы и мягкие игрушки мамам и бабушкам больше нравятся. Поэтому машинок-солдатиков в моей коллекции, к сожалению, не так много».
А Ирина Мызина называет себя «той самой девочкой, которая всегда играла в куклы». «Через них я воплощала свои фантазии, мысли, — вспоминает Ирина. — Все мои куклы были с именами, я шила им гардеробы, портила мамины отрезы, чтобы сделать какую-нибудь шляпку. И почти все мои куклы — их у меня не так много было — сохранились». Сегодня в коллекции Ирины есть авторские куклы, которых в России нет ни у кого.
Куклы делают деньги
Со времен появления кукла прошла долгий путь, побывав ритуальным атрибутом веры, детской игрушкой, предметом роскоши, украшением интерьера.
Сейчас кукла — предмет серьезного коллекционирования, инвестирования и самостоятельного вида искусства. «Когда мы открывались 17 лет назад, о современных художественных куклах мало кто знал, — рассказывает Ирина Мызина. — Мы дали многим возможность открыто говорить о том, что они коллекционируют кукол. Прежде это считалось несерьезным увлечением. Сейчас коллекционеры смело показывают свои коллекции и гордятся ими».
Рынок современных авторских кукол и рынок антикварных и винтажных игрушек существуют параллельно. Куклы можно приобрести на различных выставках, блошиных рынках, в галереях, интернете.
«Существует электронный антикварный рынок — Molotok.ru. Что-то можно купить на eBay.com», — рассказывает Сергей Романов. По мнению эксперта, рынок антикварных коллекционных кукол в России не развит и держится на отдельных персонажах. «Есть серьезные антиквары, которые торгуют антикварными куклами: Ильмира Степанова, Даша Киселева, другие коллекционеры... – поясняет Сергей. — Есть люди, которые занимаются изучением антикварной игрушки и реставрацией кукол, например, Наташа Курочкина и Саша Новикова, которые создали журнал «Антикварная кукла». Такие люди подпитывают рынок. Благодаря им появляются новые коллекционеры. Но есть и барыги, которые тоже влияют. Эти люди перекупают, чтобы перепродать. Есть категория людей с «синдромом песочницы». Человек видит, что у другого что-то есть, загорается, начинает скупать в огромных количествах, перебивает ставки другим покупателям, в один прекрасный момент понимает, что ему это не надо, и начинает перепродавать за еще большие деньги. А рынок при этом уже испорчен».
По словам Ирины Мызиной, галереи сейчас переживают не лучшие времена. Многие художники создают личные сайты и продают куклы напрямую, без посредников. «В Америке за последние пять лет закрылись самые большие кукольные галереи. Интернет подставил нам подножку», — уточняет Ирина.
Кроме того, на интерес к куклам влияет экономическая и политическая ситуация. «Искусство хоть и принадлежит народу, но не всегда ему нужно. Куклы как предмет коллекционирования — это вложение на долгий срок, отдача от которого может быть лет через пятьдесят, — говорит Мызина. — Чаще всего куклы воспринимаются как предмет роскоши. Хотя я все время говорю о том, что куклы — это создание истории о себе.
И объясняю, что, как в любом виде искусства, есть работы за $100, а есть художники с именем, чьи работы год от года только прибавляют в цене».
Леди с юмором не для всех
Количество покупателей современных авторских художественных кукол в последние годы растет. «Кукла коммуникативна, она понимаема практически всеми, независимо от возраста и пола, — говорит Ирина Мызина. — Ее понимает ребенок, потому что он видит образ, ее понимает взрослый, потому что может прочитать мысль художника», — говорит Ирина.
Раньше куклы покупали в основном ценители и коллекционеры, а теперь авторская кукла прежде всего хороший дорогой подарок.
Cпросом пользуются куклы с юмором и положительными эмоциями, классические куклы — милые барышни, костюмные куклы, исторические… На втором месте — интеллектуальные куклы, куклы с историей. «Они не просто отображают образ барышень XVIII или XIX веков. Их можно читать как книгу. Ты смотришь на куклу и открываешь за первым смыслом второй, третий… Ее можно долго и с интересом рассматривать. Чаще всего к таким куклам коллекционеры и зрители начинают придумывать свои истории», — рассказывает Ирина Мызина.
Также есть спрос на диковинные куклы. Это гротескные куклы, арт-куклы, к которым относятся работы, к примеру, художника Димы ПЖ, или куклы японских художников. «У куклы могут быть белые глаза и имя, например, «Луна». Это куклы не для всех. Как бывает кино не для всех», — поясняет хозяйка галереи «Вахтановъ».
Сколько стоит приличная кукла
Цены на современные авторские куклы варьируются, в среднем, от $500 до нескольких тысяч. По мнению Сергея Романова, рынок авторских кукол портят не очень удачные художники-самоучки. «Раньше были кружки макраме. Сейчас все повально бросились делать кукол, мишек. Если не кукол и мишек, то валяют из войлока, — говорит эксперт. — Я не хочу никого обидеть. Среди них есть талантливые люди. Но в то же время появляются и те, кто кричит на каждом углу «я», хотя по сути ничего собой не представляет.
Сходили на пару курсов и уже приравнивают себя к известным художникам. У человека могут быть сырые, вторичные работы, но он задается и назначает высокие цены».
Среди антикварных кукол вне конкуренции остаются фарфоровые немецкие и французские. Русские старинные куклы из фарфора попадаются нечасто и стоят очень приличных денег. В свое время знаменитые фабрики были закрыты «за излишнюю буржуазность продукции». Лозунг эпохи гласил: «У советского ребенка должны быть куклы, отвечающие советским реалиям, а не куклы из нашего недавнего буржуазного прошлого». Кукла прививала любовь к дому, быту, так называемому «мещанству», что считалось крайне вредным для советского человека.
Сейчас цены на почти исчезнувшие русские куклы, в частности на куклы фабрики Журавлева-Кочешкова, сравнимы со стоимостью автомобиля.
Из чего сделана благородная леди
Покупая коллекционную куклу, можно столкнуться с подделками и мошенничеством. Вместо антикварной подлинной куклы есть риск получить «зареставрированную» вещь.
Некоторые антиквары скупают ломаные вещи, так называемую «расчлененку» — головы, тела, руки-ноги по отдельности.
Потом собирают куклу из частей разных фабрик, обшивают ее и продают, надеясь на то, что доверчивый покупатель не заметит, что ему подсунули фальшивку.
«Однажды в антикварном магазине я увидел куклу. Смотрю на нее и понимаю, что цена завышена, — рассказывает Сергей Романов. — Ее просто подготовили к продаже. Кукла в безобразной, просто чудовищной одежде. Взяли какие-то синтетические тряпки, фрагменты антикварного кружева, современное кружево, вклеили пластиковые глаза, наклеили жуткий синтетический рыжий парик.
Кукла из благородной особы превратилась в немецкую проститутку. Лучше бы ее не трогали. Лучше бы ее принесли голую, лысую, безглазую. Я за подлинность. И мне не нужна непонятная сборка».
Кроме подлинников на рынке существуют и легально продаются куклы-репликанты. Ремейки антикварных кукол делают из современных материалов, и они не являются подделкой. Репликанты пользуются спросом у людей, которым не нужны антикварные куклы, например, по причине негативного отношения к старым чужим вещам, а также у тех, кто не может позволить себе подлинник. Ремейки в стиле ретро стоят на порядок дешевле. Между тем и здесь бывают случаи мошенничества. Например, реставратор ставит на антикварное тело голову репликанта и скрывает это от покупателя.
В подобном случае продавец должен честно указывать: «Реконструкция с головой репликанта».
Ирина Мызина, в свою очередь, говорит об обманах в интернете и о том, что на фотографиях в сети куклы часто выглядят лучше, чем в жизни. «Бывает, приходит к нам человек, например, с портретной куклой. И просит переделать лицо, потому что кукла не похожа на человека, с которого этот «портрет» делали. А как мы переделаем? Это же готовая работа», — поясняет эксперт.
Что нужно знать коллекционеру
- Прежде чем покупать ту или иную куклу, коллекционеры рекомендуют тщательно ее изучить. «Нужно четко понимать, что ты покупаешь. Совершенно не нужно стесняться раздеть вещь, заглянуть под парик, посмотреть, нет ли сколов или трещин в голове, проверить клеймо, — объясняет Сергей Романов. — Так, например, голова у старинной куклы — самое ценное. Конечно, приветствуется и родная одежда, и состояние тела».
2. Нужно иметь не только возможности для покупки куклы, но и средства для хранения. «Одна наша коллекционер всегда говорила: «Размер моего коридора составляет 50 кукол», — поясняет Ирина Мызина.
3. Общение с куклой — это игра воображения. Задача художника — создать куклу, которая заставит человека дорисовывать картинку. Это очень хорошо умеют делать дети — они открыты, а у взрослых много стереотипов, в которые они пытаются вписывать ту или иную работу.
4. У каждой куклы есть своя энергетика. «Бывают эпатажные куклы, бывают куклы в стилистике «красота-уродство», но энергетика должна быть всегда положительной, — считает Ирина Мызина. — Люди очеловечивают куклу, даже если у нее нет глаз, или кукла схематична, графична. Человеку свойственно одушевлять куклы, и хочется, чтобы душа была доброй».
5. Даже самый завзятый скептик найдет свою куклу. В этом сходятся все эксперты — человек может сопротивляться, говорить о том, что куклы — это не серьезно, это не искусство, но через полчаса он, потупив взор, все равно найдет именно свою любимую куклу.