«Такими темпами через неделю я буду зарабатывать $200»
Николай Аветисян, бизнесмен, житель Ялты, 33 года:
«В Крыму сейчас в целом все спокойно. Но доллар/евро поднимаются семимильными шагами, топливо дорожает каждый день на 1 грн в среднем. Такими темпами через неделю я буду зарабатывать $200 в месяц. Вот, ***, революция. Думаю, режим Яныка в ближайшей перспективе всем украинцам покажется пушистым одуванчиком по сравнению с тем, что будет в Крыму и во всей стране. Добавьте к этому повсеместный массовый психоз от обсуждения политических тем...
И у татар, и у нас в семье не без уродов. Всегда найдутся дебилы, которым хочется повоевать. Я не хочу никуда отсоединяться и не хочу попадать в мясорубку. Но если в Киеве под диктовку радикально настроенных фашиков будет действовать правительство, то лучше бы присоединиться к России... Местное население сейчас подходит к российским военным, пытается с ними фотографироваться и выражает слова поддержки «оккупантам». С хохлами, именно с хохлами западенскими, верноподданными польских шляхтичей, а не с украинцами настоящими каши не сваришь. Они всегда чем-то недовольны. Братья-крымчане считают, что «евромайдан» осуществил переворот власти, снял, конечно же, не самого умного, мягко говоря, президента, но в целом все оказались у еще более разбитого корыта».
«Все в Крыму хотят, чтобы поскорее все закончилось»
Инесса Филипповна Карташевская, преподаватель Таврического национального университета, доцент, жительница Симферополя, 66 лет:
«В Севастополе народное вече выбрало себе мэра с российским гражданством, а татары в Симферополе, пользуясь случаем, решили сорвать заседание Верховного совета, из-за этого под покровом ночи были введены вооруженные силы для обороны в Верховный совет и министерство. Под защитой этих ребят решали без посторонних, как сохранить свои богатства. Официально они хотят вернуться к конституции 2004 года, которая давала Крыму гораздо больше независимости. Надо заметить, что в Крыму больше, чем где бы то ни было, народ устал от этих «жирных котов», поделивших между собой все сладкие куски Крыма. Сейчас благодаря российским войскам крымские татары притихли, и в Крыму установилась тишина. Но тишина эта тревожная: непонятно, что она обещает. Все ждут референдум, чтобы расширить экономическую и политическую свободу в Крыму, но, я считаю, какие бы решения референдум ни принял, Киев этого не допустит.
Я поддерживаю в целом европейские реформы. Надеюсь, что придет кто-нибудь адекватный с Майдана, а не из миллионеров и прорубит окно в Европу. И я категорически против Тимошенко, Кличко и олигархов, которых назначили руководителями восточных областей. Несмотря на искреннее народное революционное движение, они опять рвутся к власти. Действия Путина не кажутся мне правильными, но в то же время я считаю, что именно благодаря этой помощи России сейчас в Крыму нет кровопролития и хаоса. Все в Крыму хотят, чтобы поскорее все закончилось, причем мирным путем. Впереди сезон, и никто не хочет терять свой заработок».
«Люди друг с другом внутри Украины могут договориться»
Мустафа (фамилию просил не называть), исследователь-фрилансер, 36 лет, житель Симферополя:
«Я надеюсь, что тот процесс, который начался, завершится позитивно, и хорошо, что все разрешилось без крови. А то, что происходило до этого, мягко говоря, возмутительно. Я имею в виду действия России, действия руководства Российской Федерации. Мы наблюдали тут решение Совета Федерации о вводе войск, которое, кроме чувства глубочайшего омерзения, ничего не вызвало. Мне очень жаль, что среди 90 человек не нашлось ни одного порядочного. Это ни в коем случае не касается ни русских, ни россиян вообще. Мы знаем, какие это прекрасные люди…
Первой моей реакцией на происходящее был шок. Вторая — тоже шок. Потом негодование. И все это подтолкнуло к каким-то конструктивным действиям. Мои знакомые, соседи, родственники — я живу в местах компактного расселения крымских татар — стали думать, как защититься. Была информация о том, что через Керченский пролив завозят помимо кадровых военных непонятных личностей. Самопровозглашенное правительство объявило, что контролирует ситуацию. После этого я действительно забеспокоился, потому что если такие люди говорят, что они контролируют ситуацию, то надо объединяться и следить за порядком на своей улице, охранять свои дома, никого не задевая и не нарушая ничьих прав.
Я не поддерживаю идею проведения референдума и не вижу в нем необходимости. Во-первых, это нереалистично. Во-вторых, это необоснованное решение, которое не имеет под собой никакой юридической базы. Вопрос сформулирован крайне расплывчато. Это изначально манипулятивная технология, понятно на что направленная. Это попытка отторжения Крыма от Украины. Если бы людям объяснили, что это такое, я думаю, большинство населения Крыма высказалось бы против идеи проведения данного мероприятия.
На фоне всех событий возникли какие-то эмоциональные вещи, но люди друг с другом внутри Украины могут договориться, мы это уже проходили, не раз сталкиваясь с различными ситуациями, как правило, инсценированными извне. Справлялись. Объективных причин для раскола в крымском обществе нет. Мы не раз убедительно доказывали, что не только умеем соседствовать друг с другом, но и делать общее дело, получая от этого удовольствие.
Для меня очевидно: мы входим в нормальное русло, которое было нарушено отнюдь не действиями Майдана, как нас тут пытались убедить, а действиями России. Гораздо более насущный вопрос: что будет с Россией? С таким руководством просто опасно жить. Я очень хорошо отношусь к российскому народу, но, если он теперь это все так оставит, я буду очень плохо думать о нем».
«Мы хотим, чтобы наше мнение тоже учитывалось»
Алексей Ивахненко, сотрудник предприятия «Таврида Электрик», 25 лет, житель Севастополя:
«Сейчас в Крыму, на мой взгляд, никакой паники нет. У нас все спокойно. Стало более спокойно, когда мы увидели, что российские власти нас не забыли. Мы переживали, что та власть, которая пришла в Украину, будет ущемлять наши права. Сейчас мы очень переживаем и пытаемся понять, какие действия дальше предпримет украинская власть, российская власть, НАТО, ЕС. Никакого обострения мы не хотим. Мы хотим, чтобы все спокойно и мирно разрешилось.
Изначально мы хотели донести и до мира, и до украинской власти в частности мысль о том, что мы не согласны с произошедшим на Майдане. Мы хотим, чтобы наше мнение тоже учитывалось. В этой связи я, безусловно, поддерживаю проведение референдума. Мы хотим его законно провести. И очень важно, чтобы итоги референдума были признаны мировым сообществом.
Что будет потом? Один из самых острых вопросов — вопрос об отделении Крыма. Не хотелось бы крайне резко судить. Возможно, в данной ситуации это было бы хорошим решением. Но важно, что с нами будет дальше. Мы просто отделимся? Или войдем в состав чего-то и на каких условиях?»
«У нас весна начинается, но политическая обстановка все отравляет»
Ирина Павловна Корда, частный предприниматель в сфере туризма, 54 года, жительница Севастополя:
«Обстановка у нас напряженная, в Крыму и в целом по Украине. В Севастополе народ контролирует ситуацию, активно реагирует на события в Киеве. Ходим на митинги. Но на наших митингах народ не в масках, без бит и топоров. Стоим с флагами, поем «Вставай, страна огромная», «Легендарный Севастополь». Избрали своего мэра. Бывший мэр, присланный три года тому назад из Киева, подал в отставку. Севастопольцы узнали, что к нам направляются отряды с Майдана. Эти отряды ездят по Украине, громят советские памятники и памятники Ленину в том числе, устраивают митинги в поддержку Майдана с националистическими лозунгами. Один такой отряд от партии Кличко УДАР приехал в Керчь. Они попробовали провести свой митинг — их там отвалтузили и выгнали.
В Севастополе люди не за деньги ходят на митинги, нам просто ничего не остается делать. Киев в шоке от того, что такой дисциплинированный город, как Севастополь, восстал. Мы не хотим, чтобы к нам лезли «поезда дружбы» националистов. Кто с мечом к нам придет — от него и убежит. В Киеве знают, что в городе есть около 35 тыс. офицеров в отставке, с правом ношения оружия. Это не оболтусы с Майдана, они много не говорят и не шумят, а дело военное знают на отлично. Поэтому в Киеве о нас уже четыре дня ничего не говорят, только показывают наши митинги.
Мы на днях были на ялтинской туристической ярмарке. Народу приехало много — из России, Белоруссии, Турции, Германии. Но все покупатели путевок заключали только договоры о намерениях, без всяких предоплат. Как сложится сезон в Крыму — будет зависеть от политической ситуации. Если за март она стабилизируется, тогда пойдут проплаты договоров, а если нет — сезон у всех пропал. Мы-то потерпим, лишь бы мир наступил. …А вообще у нас весна начинается, все зацветает, красота. Но политическая обстановка все отравляет».