Недавняя новость о разводе мэра, продержавшегося в статусе женатого человека целых 28 лет, продолжила ассоциативный ряд: в декабре стать холостяком после долгих семейных лет решил бизнесмен-миллиардер, летом — министр. Задал тон, конечно, президент, сбросивший брачные оковы еще в июне. Тенденция, впрочем, общемировая: с начала года во Франции первая леди больше не первая, а в Италии вот уже пару лет премьер-министр больше не супруг.
«Мы действительно наблюдаем тенденцию громких разводов, — комментирует адвокат бюро «Волков, Кравец и партнеры» Сергей Кравец. — Но в этом смысле успешные и известные пары — такие же люди, как и все. У них могут быть свои какие-то проблемы, из-за которых не сложились отношения». «Публичные персоны переживают то же самое, что и обычные люди, — подтверждает семейный психотерапевт Психологического центра на Пятницкой Оксана Орлова. — Им тоже свойственны возрастные кризисы, например, кризис среднего возраста, когда карьера сделана, цели достигнуты и остро хочется новых впечатлений».
Согласно демографическому ежегоднику ООН, Россия, вопреки всем духовным скрепам, занимает первое место по количеству разводов: 5% браков непременно распадаются.
Любопытный ВЦИОМ поспрашивал людей, зачем это они так поступают, и выяснил, что основная причина кроется в изменах — так считают 24% респондентов.
На втором месте — бедность (21%), а на третьем — эгоизм, конфликты и нежелание друг другу уступать (19%). В то же время канадские ученые из университета в Виннипеге изучили 88 семейных пар, многие из которых были женаты лет по тридцать, и выяснили, что прежде всего брак разрушает скука.
«Если бы социологи, изучающие близкие отношения, просто подошли к людям на улице и спросили, что убивает вечную любовь, они бы услышали: измены и эгоизм, — говорит руководитель исследования профессор Беверли Фер в журнале Personal Relationships. — Мы были бы очень удивлены, если бы кто-то ответил: скука. Тем не менее именно она оказалась главной причиной». Причем уныние совершенно разного рода: от погружения в бытовую рутину до переживания собственной никчемности на фоне успешного партнера.
Подогревает семейную скуку и так называемый «синдром опустевшего гнезда», рано или поздно настигающий любую пару, дети которой выросли и живут вполне самостоятельной жизнью.
«К этому моменту муж и жена привыкли смотреть друг на друга как мама и папа, а не как мужчина и женщина, — поясняет психотерапевт Оксана Орлова. — И когда ребенок становится взрослым, смысл брака исчезает — супругам становится непонятно, зачем продолжать жить вместе».
Усугубляет ситуацию и новый расцвет либидо, подстерегающий супругов за пределами семейного гнезда. Британская газета The Daily Telegraph провела собственное исследование и, среди прочего, выяснила: если вы состоите в браке, но посещаете любовницу или любовника, вероятность развода повышается в два раза.
А если же вы женатый мужчина с высоким уровнем тестостерона (или его счастливая супруга) — берегитесь: вероятность развала брака повышается на 43% по сравнению с союзами, в которых мужчина не может похвастаться переизбытком этого «сексуального» гормона.
«Когда речь идет о парах со значительным брачным стажем, то у мужчины гораздо больше шансов создать новую семью, — комментирует Оксана Орлова. — Практически в любом возрасте он может жениться на женщине значительно младше себя, завести новых детей. А его теперь уже бывшая жена сильнее ограничена в выборе — она, скорее, будет ждать внуков».
Третьим лишним в разваливающемся браке может стать не только другая женщина или мужчина, но и, к примеру, телевизор или алкоголь. Более того, конкуренцию адюльтеру все чаще составляют гаджеты: ноутбуки, смартфоны и планшеты, с которых мы круглые сутки общаемся по работе, становятся «третьими лицами» в отношениях чуть ли не чаще, чем искушающие нас чертовски привлекательные знакомые разной степени близости.
Открытием, однако, становится то, что в современном мире знаменитая толстовская максима «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» приобретает новые оттенки: некоторые несчастливые с виду семьи на самом-то деле вполне счастливы.
«Если дело касается супругов, занимающих должности в государственных органах власти, то расторжение брака может быть продиктовано нежеланием показывать в декларации недвижимость и другое имущество, — говорит адвокат Сергей Кравец. — Не хочется демонстрировать, что у тебя тридцать яхт и двадцать коттеджей. А бывшая жена юридически не является родственником. Так что для многих людей развод — единственный способ задекларировать имущество».
Интересно, что сказали бы по этому поводу ООН, ВЦИОМ и вдумчивые канадские ученые.