Специально для «Газеты.Ru» дизайнер Ольга Оськина рассказала о том, как ее платье принесло удачу фигуристам — бронзовым призерам в танцах на льду на Олимпиаде в Сочи, сложно ли работать с чемпионами и почему изменилась мода в фигурном катании.
— Расскажите, пожалуйста, о костюмах, над которыми вы работали для нынешней Олимпиады.
— Я проектировала костюмы для Лены Ильиных и Никиты Кацалапова. Два почти одинаковых платья для короткой программы — розовое и красное, — а также мужской и женский костюмы для произвольной. У Лены для произвольной программы были еще платья от других дизайнеров, поэтому для меня оказалось приятной неожиданностью, что она каталась именно в моем платье и оно оказалось счастливым.
— Как складывалось ваше сотрудничество с Леной и Никитой? Были ли какие-то разногласия? Как создавались костюмы?
— Это был очень долгий процесс и совместный труд спортсменов, тренера, родителей и мастеров. Мамы фигуристов, Лиля и Оля, были полностью вовлечены в процесс, покупали ткани для костюмов, организовывали примерки. Все отмечают сложный розово-телесный цвет платья для короткой программы. Оно уникально тем, что в нем использовались не спортивные ткани, а ткани высокой моды — тончайший гипюр и натуральный шифон. Натуральный шифон летит совсем иначе, чем синтетический, но его редко применяют из-за неспортивности и непрочности. Но только натуральные ткани дают такой живой цвет и такой полет в движении. Костюмы для «Лебединого озера» были сделаны с учетом сложности элементов. Платье первоначально начиналось как классическая балетная пачка, а потом, после тренировок, у нее убирали лишние слои, чтобы она не мешала Никите выполнять поддержки. Мне также очень нравится костюм для Никиты в произвольной программе, наверное, это один из моих любимых мужских костюмов за всю историю моей работы.
— Какие особенности имеет костюм фигуриста? Чего не должно быть в костюме и что приветствуется?
— Самая очевидная особенность: костюм фигуриста — это прежде всего спортивный костюм и он не должен мешать движениям и выполнению элементов. Даже самое прекрасное и нежное платье — это на самом деле спортивный костюм. Кроме того, коньки зрительно удлиняют ноги и искажают пропорции, поэтому посредством костюма заново строятся пропорции фигуры, удлиняется торс. Линия талии в платьях всегда занижена, мужские пиджаки немного длиннее, чем обычно, длина юбки корректируется на последней примерке, с учетом коньков. При работе над костюмом надо продумывать все детали, от цвета до фурнитуры. Так, к примеру, неудачно смотрятся блеклые, невыразительные цвета, приближенные к цвету льда. Но если платье открытое, рабочим цветом становится именно цвет тела. Что касается фурнитуры, то в любом случае лучше не использовать фурнитуру, которая может оторваться. В парном катании мы даже не клеим камни на те места, где происходит соприкосновение партнеров во время выполнения поддержек. Зато всегда хорошо смотрятся элементы, подчеркивающие и продолжающие движение, — летящие детали, вертикальные удлиняющие линии.
— Учитывается ли при разработке костюма мнение фигуриста и тот образ, который он создает в своем номере?
— Да, это первое, что учитывается. Работу над костюмом я начинаю с того, что слушаю музыку к программе, выслушиваю пожелания фигуриста, тренера и хореографа; если есть возможность — приезжаю на тренировку, чтобы посмотреть программу.
— Бывает ли так, что костюм приходится переделывать, и из-за чего?
— Приходилось переделывать из-за нарушения правил, например из-за излишней открытости. Этим летом был случай, когда переделывали вещи из-за чрезмерной театральности. Мы делали костюмы для спортивной пары к программе по мюзиклу «Кошки». Кошки получились прекрасные, но после первого проката пришлось отпарывать лишний мех. Все остальные переделки — это рабочие моменты, которые выявляются после прокатов.
— С какими трудностями приходится сталкиваться при разработке и пошиве костюмов?
— Творческих трудностей у меня нет, это та область моей деятельности, в которой мне очень легко. Основная проблема, как ни странно, связана с тем, что изготовление костюмов для фигурного катания — это сезонная работа, со всеми прелестями сезонной работы. Например, на данный момент у меня нет ни одного заказа. К лету начинают формироваться программы, к концу июня появляются первые заказы, и за два летних месяца нужно сделать основную часть работы, поскольку юниорские соревнования начинаются уже в сентябре. Хорошо, что на олимпийские костюмы было больше времени.
— С кем из фигуристов вам нравится работать?
— Мне нравится, когда работа строится на четкой постановке задачи и доверии к художнику. Очень хорошим и продолжительным этапом в моей работе было общение с Леной Соколовой, а впоследствии — с ее хореографом Аллой Викторовной Капрановой и ее учениками. На каком-то этапе было приятно работать с парой Хохлова — Новицкий, особенно мне запомнились их танго, вальс и «Ночь на Лысой горе». Были прекрасные платья для 13-летней Наташи Митюшиной, теперь она сама тренер и направляет ко мне своих подопечных. Из последних заказов — Аня Погорилая. Так получается, что с ее платьев у меня вот уже второй год начинается сезон. Тренер Федор Соколов из Электростали — мне очень нравится его подход к работе и отношение к маленьким ученикам. Вообще люблю работать с юниорами, но в этом случае я больше контактирую с их родителями, и это тоже хорошее общение. Значительная часть моей фейсбучной ленты — это родители фигуристов, которые совершают свой ежедневный подвиг.
— Ваши любимые костюмы?
— Любимых очень много, поэтому назову первый и последний. Первый — это платье для Марии Бутырской к «Лебединому озеру». Оно получилось очень революционным по тем временам — именно из-за моей неопытности. До этого я делала только костюмы для бальных танцев, поэтому в платье для лебедя использовала натуральные перья. Тогда я не знала, что так не принято, и именно поэтому платье получилось удачным. А последний костюм я отдала в прошлую субботу — платье для маленькой Камиллы Маленченко к программе «Красавица и чудовище». Естественно, она Красавица. Я думаю, что в моей работе невозможно сделать так называемую карьеру. Мое первое платье — для чемпионки мира, а последнее — для начинающей фигуристки.
— Существует ли такое понятие, как мода в фигурном катании? И если да, то кто законодатель мод?
— Мода в фигурном катании — это живой организм, на который влияют многие факторы: высокая мода, уличная мода, спортивные бальные танцы, чемпионские костюмы, компьютерные игры, блокбастеры. Например, в этом сезоне был целый ряд программ, созданных по мотивам фильмов «Артист» и «Великий Гэтсби». Соответственно, может показаться, что сейчас в моде 1920-е годы, но на самом деле мы просто открыты культурным событиям, которые происходят вокруг.
— Кто работает над костюмами в нашей стране? И можно ли говорить об индустрии?
— Индустрия предполагает наличие системы специального образования, а его у нас нет. Могу ошибаться, но я не слышала, чтобы где-то обучали проектированию костюмов для бальных танцев и фигурного катания. Это совершенно особый мир, требующий внимательного отношения и передачи профессиональных навыков. Я работала в двух крупных фирмах, созданных бывшими танцорами, знающими спортивную специфику. Есть много небольших ателье. Есть театральные ателье, которые иногда делают костюмы для фигуристов. Зачастую костюмы шьют просто частные мастера под руководством тренера. И, к сожалению, многие не видят разницы.
— Как менялась мода в фигурном катании за последние 30 лет?
— Частично я уже ответила выше, но, если брать 30-летний период, то, наверное, больше всего повлияло появление и развитие новых технологий. За эти годы появились стрейч-ткани с очень хорошей растяжимостью, что позволяет делать конструктивно необычные вещи, буквально рисовать платье на теле. Новые красители. Появились новые декоративные элементы. Например, 20 лет назад, когда я только начала работать в этой области, костюмы украшались блестками; спустя какое-то время из бальных танцев пришли клеевые камни Сваровски, их поначалу использовали очень осторожно, боясь травматизма. С другой стороны, с появлением новых технологий появилось больше вседозволенности и безвкусицы.
— Чем отличаются костюмы фигуристов Олимпиады-80 от костюмов Олимпиады-2014?
— Мне нравятся костюмы восьмидесятых своей простотой, выразительностью, наивностью, чистотой и полной подчиненностью идее танца. Интересно, какими бы они были, если бы у художников были возможности, которые есть сейчас. Обратите внимание, что если это пара, то мужской и женский костюм практически не отличаются — идентичный цвет и отделка. Сейчас эта тенденция уже выглядит старомодной, костюмы партнера и партнерши максимально отличаются.