В старинном доме
В 1999 году архитектурному бюро Helen&Hard было поручено провести реконструкцию старинного дома в Ставангере — промышленном центре Норвегии. В здании постройки 1850 года должен был расположиться офис местной компании Melvær & Lien. Перед архитекторами стояла нелегкая задача — сохранить индивидуальность и историческую ценность жилого дома 19 века, при этом создать комфортное и современное деловое здание.
Они пошли на смелый шаг: сохранив внешний вид узкого дома, полностью переосмыслили внутреннее его содержание. Стержень нового интерьера — стеклянная лестница, «вставленная» в удаленный дымоход. Скошенные потолки мансарды стали элементами для создания рабочих зон и мест для хранения, в подвале были сделаны переговорные. В качестве строительных материалов взяты все натуральные и традиционные материалы, которые могли использоваться и в постройках 19 века: стекло, дерево, бетон, камень.
Позже владельцы здания обратились к архитекторам с просьбой сконструировать возле здания и небольшой конференц-зал. Маленькая площадь застройки требовала от архитекторов особенной идеи. Кроме того, им следовало сохранить аутентичность здания и облик исторического центра Ставангера, поэтому они использовали тонированное стекло, возведя прозрачные перегородки, поддерживаемые массивными балками. Конструкция получилась мобильной: стены конференц-зала раздвигаются и складываются.
Оценка эксперта
Комментирует дизайнер Дмитрий Азрикан:
«В сегодняшней истерической визуальной среде подлинной роскошью становится аскетизм. Изысканная игра необработанных поверхностей камня и старого дерева с элегантными стеклянными конструкциями. Несовместимость, талантливо опоэтизированная, становится гармонией. Остается вообразить, как все это выглядит под снегом...Немного раздражает слишком агрессивный узор стен позади стола шефа».
На игровой площадке
Офис LEGO в датском городе Биллунд создан архитектурным бюро Розан Бош (Rosan Bosch). Авторы концепции офисного пространства отталкивались от идеи, что сотрудники LEGO — самые счастливые люди, ведь их работа — играть целый день напролет. Чтобы стимулировать творческий потенциал сотрудников компании, Розан Бош предложила им погрузиться в детство: с горками, игрушками и жизнерадостными красками.
Оценка эксперта
Комментирует дизайнер Дмитрий Азрикан:
«Превращать офис в игровую площадку стало уже общим местом. По-моему, это началось с офиса компании Google. Мне не кажется, что такое направление отвечает философии скандинавского отношения к обитаемому пространству. Не думаю, что подобная среда способствует сосредоточенной работе воображения.
Кроме того, остается неясным, где в представленном интерьере работают собственно создатели наборов LEGO. Конструирование такой комбинаторной системы — серьезнейшая творческая задача, требующая визуальной тишины. Если это чисто коммерческий офис, где работают менеджеры по продажам, специалисты по рекламе и прочая публика, очевидно, такой Диснейленд отвечает их духовному миру. Если там же трудятся конструкторы, технологи и дизайнеры, хорошо бы знать их мнение. Уверен, они согласятся с тем, что архитекторам бюро Розан Бош изменило чувство меры.
Как манифест типа «до основанья, а затем...» проект, безусловно, работает, и он окажет определенное влияние на дизайн офисной среды. Тем не менее, не стоит понимать это проектное высказывание слишком буквально».
В кинокомпании
Одним из последних проектов архитектурного бюро DAPstockholm стал дизайн офиса Egmont Nordisk film в Стокгольме. Лаконичные цвета, прямые линии, сухая геометрия пространства, подчеркнутая ковровой дорожкой с орнаментом в виде кругов, разбавлены необычными рисунками на стенах и постерами в стиле граффити. Таким образом авторы интерьера старались передать творческий дух и неординарность компании, для которой предназначен офис, и при этом создать в нем конструктивную рабочую атмосферу.
Оценка эксперта
Комментирует дизайнер Дмитрий Азрикан:
«Для компании, имеющей отношение к киноиндустрии, — почти безупречное решение. Черно-белое пространство как ностальгия по черно-белому кино с небольшими вкраплениями красного, чтобы избежать упреков в монотонности. Великолепная черно-белая графика по стенам. Коридор с окнами. В таких коридорах всегда стоят люди у окон и болтают. Здесь для них поставлены кресла. Это очень вежливо.
Но самое обворожительное — ярко-красные пещеры со столиками. Сегодня в архитектуре наступает эпоха дыр. Отрицательные, минусовые объемы становятся не менее важными, чем положительные.
Спорный момент — мебель внутри комнат, отделанная сосной или березой (видны только фрагменты через двери). Сюда не подходит, хотя понять можно: Скандинавия все-таки, куда без светлого дерева».
В библиотеке с лошадьми
Ассоциация шведского рысистого коневодства существует с 1952 года. После ребрендинга она решила обновить и свои офисы, сделав их комфортным местом встречи всех профессионалов и любителей коневодства. За проект взялась студия Note, перед которой стояла задача создать смелый новаторский интерьер, при этом сохранив реноме уважаемого во всем мире сообщества. Центральным элементом дизайна стали два книжных стеллажа, которые выполняют роль стен изолированных удобных переговорных. На книжных полках хранится богатая библиотека ассоциации, стеллажи символизируют ее солидную историю.
Оценка эксперта
Комментирует дизайнер Дмитрий Азрикан:
«Какая изысканная жизнь. Клуб любителей лошадей... Ничем не примечательный, вполне нейтральный интерьер. Солидная, в меру современная, не косящая под старину, мебель. Остроумная находка — цилиндрические книжные стеллажи с внутренними кабинками для изучения лошадиных родословных — выделяет этот скучный офис из множества ему подобных. Благородные «лица» выдающихся лошадей, смотрящие с больших портретов на стенах, создают атмосферу подлинного аристократизма. Раздражает световой зигзаг на потолке».
В воздухе
Стокгольмский офис конструкторского бюро No Picnic создан архитекторами Йоханом Оскарсоном (Johan Oscarson) и Йонасом Элдингом (Jonas Elding). В центре вытянутого помещения установлен прозрачный экран, зонирующий пространство. Кроме того, Оскарсоном и Элдингом разработана уникальная лестница, ведущая на антресоли, где расположены рабочие места. Минималистичный, очень свободный и воздушный интерьер решен в светлой гамме, которая должна зрительно расширить пространство и создать очень много места для творчества.
Оценка эксперта
Комментирует дизайнер Дмитрий Азрикан:
«Все белое. Обожаю. Помещение большое, полупустое — это редкое и очень дорогое удовольствие, хотя дизайнеры почти вызывающе подчеркивают скромность владельцев офиса. Это драгоценная редкость, чаще бывает совсем наоборот.
Открытые, полные воздуха и света пространства. Совершенно потрясающая находка — зеркало через всю середину первого этажа. Смысл зеркалу придают огромные прямоугольные отверстия в нем, через которые видно почти то же, что и по эту его сторону. Решение заставляет человека сомневаться, где же он на самом деле находится — там или тут...
Для дизайнерской студии, которая разместится в этом офисе, такой ошеломляющий эффект, по-видимому, очень важен. Единственное сомнение — люди все-таки будут работать там за компьютерами. Сплошная белизна отразится в мониторах и будет глушить изображение. Пять с плюсом».
В журнальном архиве
Компания Elding Oscarson провела и реновацию офиса студии графического дизайна Oktavilla. В промышленном помещении были возведены перегородки, при этом использовались недорогие отделочные материалы: фанера и дерево. Изюминкой интерьера стала стена из связок глянцевых журналов.
Оценка эксперта
Комментирует дизайнер Дмитрий Азрикан:
«Довольно известный проект. Обычный офис популярной открытой планировки. Тесновато. Ничего раздражающего, за исключением стены, сложенной из пачек журналов. Явно рассчитано на то, чтобы поразить воображение посетителя. Он, несомненно, будет потрясен. Сотрудников начнет подташнивать от этой идеи постепенно, но неотвратимо».
В айсберге
Архитектурная студия Tham & Videgård Arkitekter разработала офис компании Snowcrash, занимающейся разработкой акустических панелей в Стокгольме. В работе над дизайном интерьера в историческом здании города Tham & Videgård Arkitekter постаралась создать современную среду, открытую и свободную.
Основной элемент дизайна — непрерывная стеклянная стена, изломами проходящая через все помещение и зонирующая его. Ее природно неровные изгибы напоминают глыбу льда и создают особый эффект восприятия пространства. Благодаря такому решению архитекторам удалось избежать в зонировании помещений традиционных перегородок и дверей.
Оценка эксперта
Комментирует дизайнер Дмитрий Азрикан:
«Один из лучших примеров подлинно скандинавского мироощущения. Простор и минимализм. Одинаково светлые пол и потолок раскрывают внутреннее пространство в бесконечность. Полупрозрачные криволинейные стены делают визуальную атмосферу туманной и призрачной. Это побуждает к неторопливому размышлению. Все очень сбалансированно. Минимум деталей, они яркие и работают как маяки в океане. Браво».
В облаках
В подразделении Skype в Стокгольме работает около ста человек. В основном они занимаются разработкой и улучшением качества видео- и аудиосвязи. Для создания офиса Skype на территории бывшего пивоваренного завода была приглашена компания pS Arkitektur. Авторы интерьера отталкивались от идеи самого Skype — легкого и удобного инструмента для общения и приятного досуга в компании друзей. По замыслу авторов, дизайн офиса должен быть игрив и легкомыслен, но при этом функционален. В различных элементах — мебели, отделке, свете — развивается тема логотипа Skype — облачка, шара. Специализация шведского подразделения компании прослеживается в дизайне стен: они не только оформлены нарисованными кабелями и наушниками, но и сделаны с применением акустических звукоизоляционных панелей.
Оценка эксперта
Комментирует дизайнер Дмитрий Азрикан:
«Все было бы ничего, если бы сюда приходили покупать что-нибудь, относящееся к «Скайпу». Тогда была бы уместна игривость интерьера, ассоциирующаяся с назначением «Скайпа» и его логотипом. Увы, это рабочее помещение для более чем ста человек, развивающих скайп-технологии. А потому теснота, пестрота, кособокость, эклектика, назойливое кокетство и кривляние здесь неуместны. В такой среде чувствуешь себя печальным дураком, которого зачем-то пытаются развеселить. Несомненно, проект сделан не без влияния дизайна офисов штаб-квартиры Google, но там другой принцип — не поразить посетителей, а создать альтернативную среду, побуждающую к творчеству.
В магазине сладостей
Другим проектом pS Arkitektur стала разработка дизайна переговорных, конференц-зала и рабочих мест для сотрудников шведской кондитерской компании Karamellkungen. По замыслу авторов, яркие цвета, юмор и карамельная тема в деталях должны возбуждать радость и позитивное восприятие этого офиса, где разрабатываются вкусные сладости для детей и взрослых.
Оценка эксперта
Комментирует дизайнер Дмитрий Азрикан:
«В противовес «Скайпу» этот офис кондитерской компании рассчитан скорее на клиента, нежели на сотрудника, поэтому здесь более уместны конфетно-слащавые реминисценции. Тесно. Ничего скандинавского...»
В саду
А вот центральным элементом дизайна офиса компании Vision стала стена из живых растений. Ее придумало и воплотило дизайнерское бюро Metro Arkitekter. Зеленая стена находится в центре помещения и видна через все стеклянные перегородки офиса. Это создает ощущение цветущего сада за окном. А плиточный пол напоминает каменные дорожки в парке. При этом растения функционально разделяют пространство на бытовую и рабочую зоны: в живую стенку встроена кухня и туалеты.
Оценка эксперта
Комментирует дизайнер Дмитрий Азрикан:
«Хорошая находка, особенно для северной страны — увитые зеленью стены интерьера. Это делает его частью природы и напоминает о неназойливом шведском лете. Отсюда рискованный контраст садовых плетеных стульев с могучим круглым диваном. По соседству с заросшими стенами это работает. Как и настенная стайка птиц (рыб?). Все очень женственно, хотя кто может поручиться при сегодняшней путанице...»
Что такое скандинавский дизайн (выводы Дмитрия Азрикана)
Представленная коллекция интерьерного дизайна в своих лучших примерах демонстрирует некоторые принципы скандинавской эстетики в целом. Принципы эти вечны и незыблемы. На них стоит скандинавская архитектура, дизайн, народное ремесло.
При этом нужно сделать оговорку, ограничивающую предмет обсуждения.
Феномен скандинавского дизайна затрагивает прежде всего сферу быта и менее всего сферу высоких технологий. Телефоны финской Nokia ничем особо скандинавским от японской, южнокорейской и американской продукции не отличаются. Так что, говоря о скандинавском дизайне, имеем в виду интерьер (офисный, в том числе), мебель, посуду и прочее. Скандинавский дизайн пришел из дома, дома он и живет.
Другая ограничительная оговорка касается культурной географии. Финский комфорт — это одно, а арабский, к примеру, категорически другое. Поэтому имеем в виду, что наше обсуждение происходит в рамках западного образа жизни и не распространяется дальше его границ.
Скандинавское отношение к предметной среде, на мой взгляд, является одним из трех китов, на которых стоит современная философия западного дизайна.
Первый — это германский функционализм (школы Баухауз, Ульм, фирма Браун с Дитером Рамсом). Второй — итальянский темпераментный эмоциональный стиль, трактующий любой, даже сугубо технический, объект как повод для художественного творчества (Алессандро Мендини, Этторе Соттсасс, Марио Беллини, Гаэтано Пеше). И третий — скандинавское трепетное отношение к природному материалу и традициям народных ремесел. Японский дизайн, бесспорно, также внес огромный вклад в формирование мировой предметно-пространственной культуры, но его основные принципы практически идентичны скандинавским, а разница базируется на различии в материалах, природных условиях и ремесленных традициях. То есть японский и скандинавский дизайн во многом явления одного порядка. Но мы обсуждаем прежде всего западный дизайн. Так что будем считать, что кита все-таки три.
Если метафорически обозначить каждый из этих национальных дизайнов одним словом, то германский — это функционализм, итальянский — красота, скандинавский — чистота. Других, столь же особых, ярких и самобытных национальных школ не существует. Естественно, дизайн есть и в других развитых странах и везде можно найти талантливых дизайнеров, но это вполне интернациональное явление, часть процессов глобализации. Например, в США, конечно, есть дизайн, иногда очень неплохой, но никакого американского дизайна, как чего-то особого, непохожего, нет.
Корни скандинавского феномена безусловно растут из финской почвы.
Финские дизайнеры и архитекторы Ээро Сааринен, Алвар Аалто и более поздние Тапио Вирккала, Тимо Сарпанева, Антти Нурмесниеми внесли неоценимый вклад в сегодняшнюю эстетику предметно-пространственной среды. Чистота линий, бережное отношение к материалу, бескомпромиссная функциональность, пристальное внимание к цвету и фактуре поверхности – вот, если вкратце, то, на чем базируется слава финского дизайна. Лаконичность, простота формы и конструкции. Любовь к дереву, стремление подчеркнуть его теплоту, структуру, гибкость, выявить его природу. Честное, уважительное отношение к металлу. Любование волшебными свойствами стекла. Предпочтение белого всем остальным цветам, белый цвет как венец всего цветного, что точно совпадает с физической природой белизны. Почти молитвенное почитание пустого пространства, рафинированно чистая пустота как высшее совершенство. (Это, кстати, очень близко к японскому идеалу жилища.) Свет как конструктивный материал. Свет выстраивает пространство на равных правах с бетоном и деревом, ведь свет на севере — большая ценность.
Конечно, скандинавский дизайн меняется вместе с переменами в образе жизни, прежде всего связанными с революцией в информационной сфере. Меняются материалы и технологии, но принципы, философия остаются. Шведская IKEA, помножив скандинавскую эстетическую парадигму на изощренный маркетинг, изменила лицо сегодняшней предметной среды. Антиэстетика Диснейлендов, Лас Вегасов и оскаровских церемоний, конечно, делает свое черное, точнее пестрое, дело, что, к сожалению, отразилось и в представленной офисной коллекции. Но думаю, это влияние случайное, наносное. В целом можно видеть, что скандинавский стиль, опираясь на «разумное, доброе, вечное», прочно стоит на ногах и продолжает успешно развиваться. Он всегда был, есть и будет. Это классика. А попса против классики бессильна.