В понедельник 3 февраля в бюллетене Всемирной организации здравоохранения Bulletin of the World Health Organization была опубликована статья, где впервые доказано наличие прямой связи между ожирением и продажами продуктов в ресторанах быстрого питания. Эта зависимость установлена для стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, однако авторы исследования считают, что она действует и в других регионах мира.
Авторы также предупреждают, что борьба с излишним весом и ожирением должна вестись на государственном уровне, иначе это приведет к серьезным долговременным последствиям, таким как диабет, инсульт, проблемы с сердцем и рак.
Информация о том, что фастфуд вызывает ожирение, стала в последнее время чуть ли не общим местом. Существует множество исследований, связанных с опросами посетителей ресторанов быстрого питания, обнаружена также связь между плотностью таких ресторанов и ожирением, однако есть и исследования, где заявляется, что влияние фастфуда на глобальную эпидемию ожирения в развитых странах лишь незначительно.
Чтобы расставить точки над i, группа исследователей из США и Ирландии решила разобраться, как влияет разбалансировка экономики в сельскохозяйственном секторе и секторе производства продуктов питания на рост числа предприятий быстрого питания и какова связь между общими продажами их продукции и ростом среднего индекса массы тела. Для этого они изучили объемы продаж фастфуда в 25 странах ОБСЕ с высоким средним доходом в период от 1999 по 2008 год и сравнили эти показатели с данными о среднем индексе массы тела в тех же странах и за тот же период.
Индекс массы тела — параметр, по которому определяется степень отклонения от нормы, равный весу (в килограммах), деленному на квадрат роста (в метрах). Согласно рекомендациям ВОЗ, в пределах 20–25 этот индекс свидетельствует о нормальном весе, значения 25–30 означают излишний вес, а с 30 начинается ожирение. Под предприятиями фастфуда, которые входили в расчеты, понимались предприятия, соответствующие этому определению, то есть отличающиеся такими признаками, как стандартное и жесткое меню, контроль за всеми ингредиентами порции и за конечным продуктом, обслуживание со счетчиком, отдельная упаковка каждого продукта и пр. Сюда включаются сети ресторанов типа «Макдональдс», рестораны национальной кухни (например, азиатские или латиноамериканские), рестораны, специализирующиеся на выпечке, бургерах, пицце или куриных блюдах и т.д.
В ходе исследования было обнаружено, что в странах ОЭСР общие годовые продажи выросли за 15 лет с 26,61 до 32,76 единицы на человека, а средний индекс массы тела за то же время вырос с 25,8 до 26,4.
Увеличение годового роста фастфуда на единицу, по словам исследователей, увеличивало средний ИМТ более чем на 3%.
Увеличение средних продаж было обнаружено во всех 25 странах. Самый большой рост приходится на Канаду — он составил 16,6 единицы. Далее идут Австралия (14,7), Ирландия (12,3) и Новая Зеландия (10,1). Меньше всего возросли продажи в странах с жестким регулированием рынка, таких как Италия (1,5), Нидерланды (1,8) и Бельгия (2,1).
Любопытно, что главные виновники ожирения, за которые ругают предприятия быстрого питания, то есть животные жиры и количество калорий, претерпели за этот период лишь незначительные изменения. Основываясь на данных Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, исследователи обнаружили, что количество калорий на человека в этих странах выросло за шесть последних лет с 3432 до 3437, а потребление животных жиров даже слегка уменьшилось.
Авторов исследования это удивило, они предполагают, что в продуктах быстрого питания есть еще какой-то неизвестный ингредиент, приводящий к быстрому набору веса.
Тем не менее количество калорий, даже неизменное, превышает допустимые пределы — большинству женщин и мужчин требуется в день не более 2000 и 2500 калорий соответственно.
Несмотря на то что исследовались только страны с высоким уровнем дохода, ученые заявляют, что их результаты вполне могут быть применимы и к другим странам.
Они обнаружили также связь между ростом продаж фастфуда и уровнем разбалансировки экономики. Этот процесс коснулся всех стран ОЭСР, хотя и в разной степени.