Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Магнитная буря? А я думала, это старость!»

Специалист по метеочувствительности рассказывает, каковы современные представления ученых о том, как люди реагируют на погоду

На погодные катаклизмы негативно может реагировать даже здоровый организм. О том, что современная наука знает про метеочувствительность, «Газете.Ru» рассказывает кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН в Пущино, старший научный сотрудник Института космических исследований РАН Татьяна Зенченко.

— Метеочувствительность — это предмет изучения медиков или ученых других специальностей?
— Вопросом метеочувствительности (или метеозависимости) люди интересовались очень давно, еще со времен Гиппократа, который описание любой болезни начинал с того, как на ее течение влияют факторы погоды. Я попробую рассказать здесь не о метеочувствительности вообще, а о том, что я знаю лучше, чем врачи. Просто потому, что в силу специфики своего положения врачи с этим почти не сталкиваются.

Я имею в виду реакцию на погоду тех, кого принято называть практически здоровыми людьми. Долгое время считалось, что эта часть населения на изменения погоды не реагирует.

Мы уже около десяти лет наблюдаем динамику артериального давления и пульса здоровых людей разного возраста, от 17 до 70. А также (совместно с практикующими врачами-кардиологами) и пациентов с диагнозом «артериальная гипертензия первой и второй степени». День за днем на протяжении нескольких месяцев, а то и лет люди измеряют свое артериальное давление и пульс. А мы затем персонально для каждого различными математическими методами исследуем, насколько ежедневные изменения этих показателей зависят от тех или иных метеорологических явлений или геомагнитной активности. Есть у нас также достаточно обширные базы длительных наблюдений за такими параметрами, как баланс вегетативной нервной системы, сосудистый тонус, показатели микроцикруляции крови. В результате мы видим множество самых разнообразных реакций — по длительности, по амплитуде, даже по знаку реакции. И это разнообразие является причиной того, что до сих пор общей логичной картины реакции организма человека на погодные факторы не существует. Есть множество моделей, применимых в ограниченной степени, в определенных специфических условиях.

А мы считаем, что важно уметь прогнозировать реакцию на магнитную бурю или, скажем, резкое похолодание не в общем виде, а персонально для каждого человека, оценивать персональный риск развития осложнений для сердечно-сосудистой системы. Только недавно стали проявляться некие устойчивые закономерности, которые повторяются в разных регионах, в разные сезоны года, разные фазы цикла солнечной активности.

— Что считается настоящей (а не кажущейся) метеочувствительностью? Есть ли какие-то критерии, определяющие, что это реальное, а не надуманное состояние?

— Мне кажется, что вопрос стоит поставить немного по-другому. Несомненно, существует много людей, которые просто верят в зависимость их самочувствия от погоды, не имея на то объективных оснований. Но ведь при этом они действительно испытывают дискомфорт при смене погодных условий! Поэтому правильнее будет сказать, что существует метеочувствительность объективная, когда у человека действительно изменяются определенные физиологические показатели, и ее мы как раз изучаем. И существует субъективная, обусловленная самовнушением. Но я бы не стала считать психологическую зависимость от погоды «ненастоящей», просто у этих двух видов метеочувствительности должны быть разные способы компенсации. Какое происхождение — такие и методы борьбы с ней.

Я мало что могу сказать о психологической метеочувствительности, кроме того, что, по нашим наблюдениям, представление человека о своей зависимости от погоды и объективная картина очень часто не совпадают. Например, человек в анкете пишет, что у него нет метеочувствительности, а анализ динамики его артериального давления показывает прямо противоположное, и очень наглядно.

А вот с обратной ситуацией все сложнее. Бывает, человек стабильно в дни с определенной метеоситуацией жалуется, например, на головную боль, а артериальное давление и пульс у него не реагируют. В этом случае мы не имеем права утверждать, что объективной метеочувствительности у него нет, а есть чистая психология и самовнушение. Возможно, она проявляется в изменении каких-то других физиологических показателей, которые мы пока не контролируем.

— На какие погодные явления чаще реагируют люди? Это осадки, повышение или понижение давления, магнитные бури?

— Относительно реакции больных людей я могу в основном опираться на мнение своих предшественников, и тут существуют самые разные точки зрения. Разные авторы называют и резкие изменения атмосферного давления, и ветер, и влажность, и магнитные бури. Публикаций на эту тему сейчас очень много.

Что же касается реакции практически здоровых людей, то, по нашим наблюдениям,

наиболее биотропным, то есть оказывающим наибольшее влияние на организм, фактором является атмосферная температура. Причем, вопреки распространенным представлениям, не резкие ее скачки, а плавные изменения с периодом в несколько дней — примерно столько в каждой местности обычно «гостит» циклон или антициклон. И вслед за этими волнами изменения температуры изменяется и средний уровень артериального давления, особенно систолического.

Например, по нашим наблюдениям, похолодание зимой с -5 до -25 градусов может проявиться как изменение среднего уровня систолического артериального давления со 105 до 120 мм рт.ст., то есть на 15 единиц. Это немало. И, скорее всего, это скажется на самочувствии человека, который привык к своим 105. Но заметим, что, если вы с этими жалобами придете к врачу, он в результате осмотра, скорее всего, скажет, что вас можно запускать в космос. Потому что ваши показатели остаются в пределах общечеловеческой физиологической нормы.

Другой пример.

Если вы вдруг несколько дней подряд наблюдаете у себя систолическое давление в районе 130–135 мм рт.ст., а на улице стоят сильные морозы, то не спешите ставить себе диагноз «гипертония в начальной стадии», подождите, пока морозы пройдут.

С большой вероятностью вы обнаружите, что показатели вернулись к 120–125 мм рт.ст. Мы наблюдали такие случаи неоднократно.

— Каков механизм метеочувствительности? На физическом уровне как атмосферные условия влияют на физиологию?

— Что касается метеорологических факторов, то механизмы реакции на их изменение давно известны. Сложность понимания ситуации в том, что их одновременно много, даже в пределах одного организма. В основе всех лежит одна и та же цель — организм пытается отреагировать на изменение внешних условий, то есть это приспособительные, или адаптационные, механизмы. Какой из них включится в определенный момент, зависит и от состояния организма, и от внешних условий. Так, когда стоят морозы, активизируются внутренние механизмы нагрева, например, за счет более интенсивной работы щитовидной железы.

У организма нет цели «повысить артериальное давление», есть цель «согреться», но при этом повышается и давление. А когда на улице жарко, нужно охлаждать организм, и в нем активизируются процессы испарения жидкости с поверхности кожи, и, как следствие, уменьшается объем циркулирующей крови — артериальное давление падает.

Но есть часть людей, которые сильно реагируют на уменьшение содержания кислорода в воздухе. Содержание кислорода очень сильно зависит от температуры, в жаркое время его меньше. Организму плохо, и он стремится интенсифицировать подачу кислорода в ткани. И делает это посредством повышения частоты пульса и уровня артериального давления. Какой механизм будет доминировать лично у вас, сказать заранее практически невозможно, нужны наблюдения именно ваших показателей и их анализ. Тогда только можно будет давать конкретные персональные рекомендации.

Что же касается реакции организма на магнитные бури, то тут механизм до сих пор неизвестен. Нет единого мнения среди ученых в вопросе, что именно в организме является мишенью действия магнитного поля. Есть только уже очень и очень значительное количество наблюдений, объективно показывающих, что реакция сердечно-сосудистой системы на магнитные бури существует.

Но хочу предостеречь: если вы слышите по телевизору о вспышке на Солнце и вызванном ею неминуемом апокалипсисе дня через два, то не торопитесь пугаться, даже если у вас есть нарушения в работе сердца.

Во-первых, нужно помнить, что с высокой степенью надежности наступление магнитной бури можно предсказать не более чем за час до ее наступления. Более ранние прогнозы имеют надежность не выше 30%. Во-вторых, наблюдения показывают, что ухудшение самочувствия вызывает далеко не каждая сильная буря. И наоборот, иногда буря средней интенсивности может привести к объективному ухудшению состояния, например, практически всех пациентов отделения кардиологии. Скажем так, мы пока не знаем достоверно, какие параметры магнитной бури для нас наиболее важны, в настоящее время это вопрос исследований.

В-третьих, даже люди с одним и тем же диагнозом, одного и того же возраста и пола могут отреагировать на одни и те же магнитные бури диаметрально противоположным образом — например, у одного каждый раз повышается артериальное давление, а у другого понижается. И одному от дополнительной таблетки станет легче, а у другого давление упадет так, что вообще ни на что сил не останется.

— Каковы наиболее часто встречающиеся симптомы метеочувствительности?

— У здоровых людей очень часто все протекает практически бессимптомно, и только приборные измерения показывают, что организм действительно реагирует. Если же у организма сил недостаточно (какие-то механизмы адаптации уже истощены), а реагировать он все равно должен, то мы имеем одно из двух: либо не полностью скомпенсированное воздействие окружающей среды (например, недостаток кислорода в тканях и, как следствие, тяжесть в голове, вялость, сонливость, повышенная утомляемость), либо результаты перенапряжения адаптационных механизмов — повышенное артериальное давление, тахикардия.

У больных обычно обостряются симптомы их хронического заболевания по принципу «где тонко, там и рвется». Им врачи рекомендуют просто увеличить дозы традиционных лекарств.

Но повторюсь: прежде чем пытаться принимать профилактические меры, убедитесь, что это именно ваш случай, что вы реагируете на это природное явление и как именно реагируете.

— Различаются ли понятия метеочувствительности, метеозависимости и метеопатии?

— В этом вопросе нет официально согласованного мнения. Но по умолчанию различают метеочувствительность (она же метеозависимость), когда изменение физиологических показателей есть, но оно лежит в пределах физиологической нормы, установленной для здоровых лиц, и метеопатию, когда наблюдаются уже ненормальные, патологические изменения каких-то показателей, а также значительное ухудшение самочувствия, обусловленное сменой погоды.

— Как часто встречается метеочувствительность и какие люди ей больше подвержены? По полу? Возрасту? Психофизиологическому типу?

— Скажу опять же о практически здоровых людях, потому что именно их наблюдаю. Если мы не будем обращать внимания на амплитуду реакции, а учтем всех, то реакция показателей артериального давления

на изменение температуры варьирует от 60% здорового населения в средних широтах до 90% в северных.

Но должна специально оговорить: мы наблюдали только тех людей, кто практически каждый день выходил на улицу, например по дороге на работу. Что происходит, например, с пенсионерами, если они целыми днями сидят дома, я сказать не могу, у меня нет таких данных.

Все наши целенаправленные попытки выяснить, зависит ли вероятность метеочувствительности от пола или возраста, показывает, что, как ни странно, практически не зависит.

В группах молодых добровольцев метеочувствительность встречается с той же примерно частотой, что и среди лиц старшего возраста.

Отличие, повторюсь, в том, что у практически здоровых людей амплитуда реакции лежит в пределах физиологической нормы и сама реакция протекает часто бессимптомно. При болезни, при истощении резервов организма — не важно, молодого или уже пожилого, начинаются негативные проявления.

Еще получается, что очень важны сами окружающие условия. Знак и сила реакции зависят от состояния внешней среды. В периоды экстремальной жары или холода реагирующих людей больше и амплитуда изменения показателей артериального давления больше, чем в «спокойное время».

Пример — один и тот же регион, Москва. Пациенты с диагнозом «артериальная гипертензия 1-й и 2-й степени» под наблюдением одного и того же врача измеряют свое артериальное давление каждый день. А мы потом смотрим, насколько оно зависит от погоды. И вот что получается — у тех, кто наблюдался зимой 2002/03 года, практически у всех давление растет при понижении температуры. А у полностью аналогичной группы, но наблюдавшейся зимой 2001/02 года, наоборот, чем выше температура, тем выше уровень артериального давления. И даже традиционная гипотензивная терапия, которая раньше помогала, вдруг не помогает! В чем разница? Начинаем разбираться. Выясняем, что зимы были очень разные. Зимой 2003 года были сильные морозы, а зима 2002 года была, что называется, «гнилая», средняя температура чуть ниже нуля. И, оказывается, в этих температурных диапазонах работают разные адаптационные механизмы на изменение температуры и атмосферного давления. Потом мы это объяснение много раз подтвердили при наблюдениях других групп.

Вероятность же реакции на магнитные бури зависит от фазы цикла солнечной активности. В годы максимума солнечной активности, когда много магнитных бурь и они сильные, реагирует примерно половина населения. В годы минимума бури тоже иногда бывают, но процент реагирующих сильно снижается.

— Можно ли игнорировать метеозависимость в повседневной жизни и работе или нужно принимать ее во внимание? И как с ней бороться, чтобы она не мешала работоспособности?

— Мое мнение — относитесь к ней как к повышенной температуре во время инфекции. Если температура не очень высокая или вы ее нормально переносите, то не нужно ее сбивать, потому что это способ организма бороться с вирусом. Так и с чувствительностью к погоде.

Если, допустим, вы видите по тонометру стабильное изменение уровня артериального давления в дни магнитных бурь, но неприятных симптомов нет или они не снижают вашу работоспособность, воспринимайте метеочувствительность как часть обязанностей организма по обеспечению гомеостаза, которые он успешно выполняет.

Если же смена погоды или магнитная буря стабильно сопровождаются неприятными симптомами, есть повод задуматься о том, что организму не хватает сил. Поэтому советы по его укреплению звучат достаточно банально, но это единственное, что сейчас можно спокойно рекомендовать.

Я знаю работы, где авторы рассказывают об эффективности тех или других адаптогенов, но, на мой взгляд, должно пройти время, чтобы эти работы получили независимое подтверждение.

Кроме того, не будем забывать слова классика, ставшие поговоркой: «Что русскому хорошо, то немцу — смерть». Мы все разные, и что хорошо подойдет одному, может оказаться бесполезным или вредным для другого.

В заключение я хочу пересказать давно уже услышанный диалог двух почтенных дам, на мой взгляд, очень мудрый:

— Как твое самочувствие сегодня?
— Да что-то неважно, сил нет, все болит, хожу с трудом.
— Ну чего ж ты хочешь, сегодня такая сильная магнитная буря!
— Да? Ну слава богу! А я думала, это старость…

Загрузка