Нас с детства приучают мыться в том числе и потому, что неприятные запахи отталкивают других людей. И дело не только в том, что с человеком, от которого пахнет потом, неприятно стоять рядом. Специалисты Центра химических чувств Монелла в Вене (Австрия) провели исследование, в котором показали, что запах пота, выделяемого женщиной при стрессе, влияет на то, насколько компетентной, заслуживающей доверия и уверенной в себе ее считают окружающие люди. Результаты работы ученые опубликовали в журнале PLOS ONE.
Человек потеет в трех случаях: при физической нагрузке, при жаре, то есть при внутреннем или внешнем перегреве, и при стрессе.
При перегреве пот выделяют экзокринные потовые железы.
Они покрывают почти всю поверхность тела и смачивают кожу водой с небольшим количеством солей, главным образом хлорида натрия.
При стрессе работают не только экзокринные, но и апокриновые потовые железы, выделяющие вязкий секрет.
У человека они сосредоточены преимущественно в области подмышечных впадин, в нижней части живота, на лобке и на половых органах. Попадая на кожу, продукция апокриновых желез привлекает бактерии, и в результате их деятельности запах пота получается резкий и неприятный.
Стресс возникает внезапно и застает врасплох. Представьте — от человека вдруг сильно запахло потом во время важной встречи или романтического свидания. Исследователи изучили влияние, которое оказывает запах апокринового пота на имидж потеющего. Для этого они взяли образцы пота у 44 женщин-добровольцев, средний возраст которых 32 года. Образцы отбирали в трех ситуациях: в жару, после физической нагрузки (15 минут на велотренажере) или при стрессе. В последнем случае участницы эксперимента должны были произнести перед аудиторией пятиминутную речь, причем на ее сочинение и подготовку им отвели всего десять минут. От такого стресса всех бросило в пот.
Полученные образцы предъявили 120 «экспертам» обоего пола. Вдыхая запах пота, они одновременно смотрели видеоролики, на которых женщина работает в офисе, занимается домашним хозяйством, воспитывает ребенка и т. д. После просмотра всех экспертов попросили оценить деловые качества дам и степень расположения к ним.
Женщины, видеоролики которых сопровождалось запахом стрессового пота, получили самую низкую оценку.
Все единогласно отметили, что женщины испытывают стресс, поэтому, видимо, неуверенно себя чувствуют в данных обстоятельствах. Это негативно повлияло на их образ в глазах экспертов, как мужчин, так и женщин. Запах пота, вызванного физическими упражнениями или жарой, менее негативно влиял на восприятие женщин на видео.
Исследователи делают вывод о важности хемокоммуникационных сигналов, которые передают через свой секрет апокриновые железы, об их влиянии на поведение человека. Очевидно, запах стресса у человека, как и у представителей животного мира, не способствует социальным контактам. Эта информация передается на подсознательном уровне. В повседневной жизни следует учитывать, насколько сильно она может влиять на социальные взаимодействия.