Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Дислексию можно предсказать с помощью томографа

О трудностях в чтении можно судить по особенностям белого вещества мозга

Ученые нашли признаки организации мозга, по которым можно выявить трудности в овладении чтением. Правда, пока они показали это на детях, которые еще только готовятся учиться читать.

Дислексия — это состояние, когда ребенку, при нормальном интеллектуальном развитии, очень трудно научиться читать. Оно, как правило, выявляется в том возрасте, когда обычные дети вполне овладевают навыком чтения. Но, как показали ученые из Массачусетского технологического института (MIT), методом магнитно-резонансного сканирования мозга можно выявить эту патологию в более раннем возрасте, когда ребенок еще не читает.

Как и со всяким нарушением, чем патологию раньше выявить — тем легче скорректировать.

«Мы проследили за детьми еще с детского сада, сравнив их способности, предшествующие чтению, с особенностями организации мозга», — говорит Джон Габриэли, профессор когнитивных наук Института исследования мозга MIT, ведущий автор статьи в журнале Journal of Neuroscience.

Вместе с сотрудниками детской больницы Бостона ученые провели исследование в детских садах и школах Массачусетса. У дошкольников, которые еще не умели читать, они оценивали навыки «предчтения» — оперирования звуками и буквами. В тестах дети должны были идентифицировать звуки, сопоставлять их с буквами и складывать в слова. Ребята, которые лучше с этим справляются, впоследствии быстрее и легче начинают читать.

У 40 детей провели магнитно-резонансное сканирование мозга. Ученые применили технологию, которая позволяет проследить качество проводящих путей в мозгу на основе измерения скорости диффузии молекул воды по ткани мозга. Этот метод используется для характеристики белого вещества мозга, которое состоит из отростков нейронов, покрытых изолирующей оболочкой. Они служат «электрическими проводами», соединяющими разные части мозга между собой.

Исследователи сосредоточились на анализе трех проводящих пучков волокон, которые, как было известно, ассоциированы с умением читать; все они локализованы в левом полушарии.

Это аркуатный пучок (arcuate fasciculus), нижний продольный пучок (longitudinal fasciculus, ILF) и верхний продольный пучок (superior longitudinal fasciculus, SLF).

В предыдущих исследованиях было показано, что у взрослых, которые хуже читают, эти проводящие пучки меньше по размеру и менее организованы, чем у взрослых с нормальными способностями к чтению. Однако не было известно, являются эти особенности причиной плохого чтения или его следствием.

Сравнив результаты сканирования мозга с навыками детей, ученые заметили корреляцию между величиной и организацией аркуатного пучка и выполнением тестов на складывание букв в слова.

В то же время другие навыки — скорость называния предметов и знание букв — не зависели от особенностей проводящих путей мозга.

Аркуатный пучок в левом полушарии мозга соединяет зону Брока , которая вовлечена в продукцию речи, и зону Вернике , вовлеченную в понимание устного и письменного языка.

Больший по размеру и лучше организованный проводящий пучок обеспечивает лучшую коммуникацию между этими зонами, объясняют исследователи.

Они подчеркивают, что параметры аркуатного пучка не всегда зависят от наследственности, на его развитие могут влиять и факторы окружающей сред, но ученым они пока неизвестны.

Теперь специалисты планируют проследить за детьми, участвующими в исследовании, до того момента, когда они должны научиться читать, чтобы установить, можно ли по особенностям организации мозга предсказать реальное овладение чтением.

«Если мы сможем путем тестирования и сканирования мозга предсказать появление дислексии у каких-то детей, мы сможем уделять им больше внимания, — говорит Габриэли. — Это позволит решать проблему еще до ее появления, а не плестись в ее хвосте».

По крайней мере некоторым детям с дислексией дополнительные занятия, проведенные вовремя, помогают улучшить навыки чтения.

Загрузка