То, что произошло в США 1 мая прошлого года, было похоже на чудо: в тот день социальная сеть Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена) добавила для своих пользователей в США возможность стать донором органов. В результате процесс регистрации желающих завещать свои почки, печень или сердце на нужды медицины приобрел взрывной характер: так, в Калифорнии, по данным газеты Los Angeles Times, их число за один только первый день превысило средний уровень на 800%. Группа исследователей из Университета Джонса Хопкинса проанализировала этот феномен и, как сообщает журнал American Journal of Transplantation, выяснила, что
за один день, 1 мая, число доноров в США выросло более чем в 21 раз.
Темпы появления новых доноров продолжали расти в течение двенадцати дней.
Сказать, что это много значило для тех, кто стоит в очереди за донорскими органами, — ничего не сказать. За последние 20 лет, несмотря на все усилия медицинского сообщества США, число доноров органов в этой стране держится на одном и том же уровне, тогда как очередь ожидающих трансплантации выросла в десять раз.
В настоящее время, по статистике, в этой очереди более 118 тысяч человек.
(В России такая статистика не ведется, но ситуация с донорскими органами здесь настолько безнадежная, что «американская трагедия» по сравнению с нашей, вероятно, выглядит раем). Ежегодно тысячи людей погибают, не дождавшись своего донора, в то время как за то же время в США умирает 5–10 тысяч человек, чьи органы вполне пригодны для трансплантации, но они не доноры, поэтому изымать их органы запрещено.
Все началось с разговора между двумя бывшими однокурсниками Гарвардского университета на встрече выпускников, отмечавших в 2011 году двадцатилетие своей группы, – Эндрю Кэмероном, трансплантологом из университетской больницы Джонса Хопкинса, и Шерил Сэндберг, исполнительным директором социальной сети Facebook. Кэмерон горел желанием разрешить вечную проблему нехватки доноров, а Сэндберг имела возможность достучаться через Facebook до миллионов людей. Это немаловажно: по оценкам,
90% жителей США в принципе согласны стать посмертными донорами, однако среди двухсот миллионов американцев, имеющих водительские удостоверения, лишь 30% официально согласились на посмертное использование своих органов.
У остальных, что называется, просто не доходили руки. Надо было всего лишь дать им возможность без особых потерь времени и усилий внести свое имя в официальный список американских доноров.
Что и было сделано. Теперь пользователи Facebook могут сообщать на своей страничке об имеющемся у них статусе донора. Плюс к тому желающие стать донорами с помощью специальной программы получили возможность официально оформить для себя этот статус.
Эффект этого достаточно простого шага превзошел все ожидания. «Вирус донорства» пронесся по всей стране, причем это было не что-то наподобие флешмоба – договорились, сделали и забыли — эффект получился «долгоиграющим».
Социальные сети – это отнюдь не только способ рассказать о путешествии, сообщить о том, что вы ели на ужин, или вывесить фотографии своего ребенка. Это мощнейший источник онлайн-консолидации тех, кто желает каких-то социальных или политических изменений. По словам Кэмерона, донорская акция Facebook впервые объединила многие тысячи людей в решении чисто медицинской проблемы.
Что касается России, то новый законопроект, упрощающий трансплантацию органов, был вынесен на общественное обсуждение в конце мая. Обсуждая эту проблему, наше общество должно обратить внимание на новые возможности, которые открывают в ее решении социальные сети.