Линда Хлан и ее коллеги из клиники Университета Огайо следили за состоянием 373 пациентов, лечившихся в отделениях интенсивной терапии нескольких клиник в Миннеаполисе с сентября 2006 по март 2011 года. О результатах своей работы медики рассказали на международной конференции Американского торакального общества (ATS 2013 International Conference) и в журнале Journal of the American Medical Association.
Все пациенты находились на искусственной вентиляции легких. По условиям клинических исследований их разделили на три группы. Пациентам первой группы (126 человек) предоставляли возможность по желанию (в среднем 80 минут в день) слушать их любимую музыку через наушники. Пациентам второй группы по желанию давали наушники, заглушающие посторонний шум, чтобы они лежали в тишине. Пациентам третьей группы наушники не предлагали. Чтобы выбрать музыку для больных «музыкальной» группы, медсестры узнавали их предпочтения, что было непросто сделать, так как больные на искусственной вентиляции легких не могли говорить. Тем не менее, для каждого пациента удалось составить индивидуальную коллекцию любимой музыки.
Находясь в отделении интенсивной терапии, больные испытывают боль, страх и беспокойство. Чтобы уменьшить эти симптомы, по протоколу им предписано внутривенно вводить успокаивающее — седативные препараты.
Поскольку они получают эти препараты в высоких дозах и в течение длительного времени, возникает риск «оверседации», которая может привести к осложнениям для психики.
Такие осложнения часто возникают у больных, которые долгое время обездвижены и не имеют возможности коммуникации.
У трех групп пациентов на искусственной вентиляции легких ученые отслеживали состояние страха, используя специальную шкалу. Оказалось, что больные, которые в течение пяти дней слушали музыку, показали уровень страха в среднем на 19,5 пунктов ниже (на 36,5%), чем больные при стандартной терапии. Через пять дней больные на стандартной терапии нуждались в пяти дозах седативных препаратов, а в «музыкальной» группе количество лекарства снизили до трех доз – этого было достаточно. Группа больных, которых только лишь изолировали от шума, не показала различий с контрольной группой.
«Любимая музыка — это знакомая и комфортная стимуляция, позволяющая пациентам справиться со страхом, — говорит Линда Хлан. — Это очень дешевый и доступный способ терапии, не имеющий побочных эффектов.
Результат — слушающие музыку пациенты лучше контролировали свой страх и нуждались в меньшем количестве медикаментов».
«Когда мы слушаем музыку, в нее включается весь наш мозг, — продолжает исследовательница. — Мы испытываем положительные эмоции, предаемся позитивным воспоминаниям.
Музыка воздействует через те же каналы мозга, которые в других условиях оккупирует страх».
Бывшая медсестра интенсивной терапии, Хлан теперь занимается изучением альтернативных нефармакологических методов, которые облегчают состояние пациентов и дополняют медикаментозное лечение. Снижение страха у больных она ставит в качестве одной из главных задач.