Лечение наркотической зависимости путем вакцинирования — это новый подход, который активно развивают в Исследовательском институте Скриппса (The Scripps Research Institute), США. Специалисты разрабатывают вакцины сразу против нескольких вызывающих зависимость веществ, причем вакцины против кокаина и никотина уже проходят клинические исследования, а вакцина против метамфетамина почти готова к проведению клинических испытаний. Вакцина против героина, о которой идет речь в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences , успешно прошла предклинические исследования на животных.
Антинаркотические вакцины, как и всякие вакцины, должны стимулировать ответ иммунной системы — образование антител против наркотических веществ. Но в данном случае есть большая сложность, которую нужно как-то преодолеть: молекулы большинства таких веществ слишком малы и просто устроены, чтобы вызвать заметный отклик иммунной системы. Ученые из Скриппсоновского института сумели решить эту задачу:
они присоединили ключевые фрагменты молекулы наркотика (антигены) к большим белкам, которые способны вызвать мощный иммунный ответ.
Так же устроена и вакцина против героина.
Героиновая зависимость — одна из самых опасных, в настоящее время ей подвержены около 10 млн человек по всему миру. Однако с героином есть еще одна незадача. После его инъекции в кровь он очень быстро разлагается с образованием 6-ацетилморфина и морфина. «Героин очень быстро метаболизирует и превращается в другое вещество, под названием 6-ацетилморфин, которое преодолевает барьер между кровью и мозгом и поступает в мозг. Именно это вещество вызывает основной эффект от инъекции героина», — объясняет Ким Джанда (Kim Janda), руководитель лаборатории.
Начиная работу над вакциной от героина три года назад, группа исследователей в лабораториях Джорджа Кооба (George F. Koob) и Кима Джанда поставила задачу:
вакцина должна связывать не только героин, но и его метаболиты. Для этого она содержит связанные с белками антигены героина, 6-ацетилморфина и морфина.
Первые испытания вакцины на животных, опубликованные в 2011 году, показали, что она блокирует некоторые эффекты героина, такие как устранение боли. Однако гораздо важнее было показать, как вакцина действует на привыкание и зависимость от наркотика. В новом исследовании ученые провели на крысах соответствующее тестирование.
Крыс приучали к героину по широко известной модели «самостимуляции»: их обучали нажимать на рычаг, чтобы самостоятельно вводить себе дозу, — каждые три нажатия вызывали инъекцию героина в вену. Привыкшие к наркотику крысы остервенело работали рычагом, затем инъекции прекращались и героин больше не поступал. В такой ситуации крысы переживали «ломку» и сначала нажимали на рычаг, а потом переставали. Но если после перерыва им делали хотя бы одну инъекцию героина, наркозависимое поведение немедленно возобновлялось.
Однако те животные, которым исследователи ввели антигероиновую вакцину, не поддались на провокацию и после инъекции наркотика не бросились к рычагу за добавкой.
Результаты другого теста еще более впечатляющие. У крыс выработали очень тяжелую героиновую зависимость, и они, работая рычагом, вводили себе дозу, смертельную для обычных животных. Затем их лишили наркотика на 30 дней. После этого одним крысам ввели настоящую вакцину, а другим — имитацию, пустышку. После одного укола героина крысы, поучившие плацебо, бросились к рычагу в поиске наркотика, а вакцинированные крысы устояли против искушения.
«Крысы с героиновой зависимостью, лишенные наркотика, будут стремиться получать его снова и снова, если сделать его доступным, но наша вакцина остановила такое поведение», — комментирует Джордж Кооб. Исследователи подчеркивают, что условия эксперимента похожи на те, в которых оказывается человек с наркотической зависимостью. Если после воздержания он получит дозу, она немедленно подвигнет его на активные поиски наркотика. Вакцина смогла разорвать этот порочный круг.
«В целом мы смогли остановить их от вхождения в цикл потребления героина», — сказал Джоэль Шлосбург (Joel Schlosburg), первый автор работы.
Исследования подтвердили, что вакцина, стимулируя иммунный ответ, изолирует героин и его метаболиты в кровяном русле, не пуская их в мозг. Причем, что очень важно, она не блокирует эффект метадона, бупренорфина и других опиоидных препаратов, которые обычно используют в заместительной терапии. Дело в том, что вакцина вообще не влияет на опиоидную систему как таковую, так что ее можно давать героинозависимым наркоманам и продолжать в то же время лечить их стандартными методами. Не мешает вакцина и действию лекарств — опиоидных анальгетиков.
Ученые предполагают, что при переходе к испытаниям на людях эффект вакцины несколько изменится, но принципиально она должна работать так же. Сейчас они ищут фармацевтические компании, которые могли бы финансировать клинические исследования, и ожидают, что они пройдут успешно. Если вакцина так же хорошо проявит себя в клинических исследованиях, она может войти в стандарт лечения героиновой зависимости, считают авторы эксперимента.