Объем активов «теневого» финансового сектора оценивается в $67 трлн — это на $6 трлн больше, чем в 2010 году. Такой вывод содержится в докладе совета по финансовой стабильности (Financial Stability Board, FSB) по итогам исследования 24 стран и еврозоны.
К теневому сектору эксперты отнесли всех финансовых посредников, кроме банков, центробанков и других финансовых регуляторов, пенсионных фондов и страховых компаний. Такими, согласно этой методике, можно считать хедж-фонды, фонды прямых инвестиций и другие инвесткомпании, в том числе брокерские.
По подсчетам FSB, крупнейшие рынки финансовых посреднических услуг – США ($23 трлн), еврозона ($22 трлн) и Великобритания ($9 трлн). Доля США в теневом банковском секторе в последние годы стабильно снижается, зоны евро и Великобритании – растет.
Значительное увеличение объема посреднических финансовых услуг в последние годы FSB связывает в основном с изменением методологии исследования: в 2012 году исследовались 25 экономик (еврозона учитывалась как одна единица), в прошлом – всего 11. В странах-новичках отмечен большой объем рынка посреднических финансовых услуг: в Швейцарии и Гонконге — по $1,3 трлн, в Бразилии – $1 трлн, в Китае – $400 млрд.
FSB отмечает, что перед мировым финансовым кризисом количество небанковских посредников стало резко расти.
Если в 2002 году объем их активов оценивался в $26 трлн, то в 2007 году – уже $62 трлн. В 2008 году этот показатель снизился до $59 трлн, но в 2011 году уже достиг $67 трлн.
По данным FSB, в общем количестве небанковских посредников в 2010 году 36% компаний имели «неопределенный статус»: они не раскрывали механизм работы и динамику средств под управлением. В 2011 году ситуация улучшилась: идентифицировать не удалось 18% компаний.
Отсутствие строгого надзора над операциями небанковских финансовых посредников создает риски для их клиентов, предупреждает FSB. В частности, речь идет об использовании одного и того же актива как обеспечения в нескольких операциях, разъяснил Financial Times руководитель команды экспертов, глава британского управления финансового надзора лорд Эдейр Тернер. По его словам, регуляторы обеспокоены перезакладными операциями брокеров и управляющих.
«Теневой банкинг как холестерин: он и полезен, и вреден. Перед нами стоит по-настоящему тяжелая проблема погружения национальных властей в проблему и определения, какая же часть из этих $67 трлн реально нас волнует», — сказал лорд Тернер.
Как отмечено в докладе, официальный банковский сектор тесно связан с небанковскими посредниками. Банки используют методы небанковских посредников, эти структуры связаны также взаимным кредитованием. Кроме того, банки нередко являются владельцами «теневых» финансовых институтов, в частности брокерских фирм.
В России рынок небанковских финансовых посредников развит слабо, признает FSB. Здесь, как и в Аргентине, Китае, Индонезии, Саудовской Аравии, чрезвычайно сильны позиции государственных финансовых институтов и центробанков, которые управляют суверенными фондами благосостояния и значительными золотовалютными резервами.
И если в докризисные годы (2002–2007) объем активов небанковских финансовых посредников увеличивался почти на 90% в год, то позднее рост сжался до 3–4%.
В то же время FSB отметил тенденцию к росту в России объема активов инвестфондов, вкладывающих в краткосрочные облигации (+28% в 2007–2011 годах). Но в общемировом масштабе количество таких институтов уменьшается из-за снижения процентных ставок, которые поставили под удар бизнес-модель этих фондов.
Совет указывает на необходимость более жесткого регулирования не только в секторе инвестиций в краткосрочные бонды, но также на рынках займов и операций «репо».
По мнению экспертов FSB, более гибкая и контролируемая система небанковских финансовых посредников необходима, особенно в странах еврозоны, где банки теряют устойчивость.
Еврокомиссар Мишель Барнье намерен представить доклад о мерах регулирования рынка небанковских посредников на саммите G20 в Санкт-Петербурге в сентябре 2013 года. Первые претенденты на ужесточение правил работы – инвестфонды, работающие на рынке краткосрочных капиталов. В частности, FSB предлагает ввести для них процедуру внутреннего аудита и оценки состояния устойчивости рейтинговыми агентствами.