Федеральная антимонопольная служба оштрафовала РЖД на 2,24 млрд рублей за отказ в перевозке грузов в том числе Первой и Второй грузовыми компаниями. Монополия считает, что заставлять «дочки» и другие операторские компании работать по регулируемым государством тарифам несправедливо.
При возбуждении дела против РЖД в прошлом году ФАС угрожала наложить на компанию оборотный штраф. Согласно Кодексу об административном правонарушении, злоупотребление доминирующим положение влечет штраф в 1–15% выручки. Выручка РЖД от грузоперевозок в 2010 году составила 950 млрд рублей, в 2011 году — 1,1 трлн рублей. Но если речь идет о рынке с регулируемыми тарифами, то штраф составляет 0,3–3% оборота. В отчетах по международным стандартам РЖД указывала на возможность наложения на нее такого штрафа.
По минимальному тарифу штраф с оборота РЖД за 2011 год составляет 3,3 млрд рублей, за 2010 год – еще 2,85 млрд рублей. Исходя из минимальной ставки нарушения были допущены в 36% грузоперевозок.
Административное дело в отношении перевозчика было возбуждено по заявлениям десятков компаний, девяти объединений грузоотправителей, чиновников и региональных прокуратур. Они указывали на рост транспортных затрат при перевозке грузов по железной дороге, увеличение «вагонной» составляющей в затратах, неотправку массовых грузов.
РЖД либо не полностью согласовывала, либо вообще отказывала в согласовании перевозок, утверждают грузоотправители.
ФАС исходит из того, что при обращении грузоотправителей РЖД должна привлекать вагоны в том числе Первой и Второй грузовых компаний. Отказывать в перевозке РЖД не может, говорится в регламенте ФАС (в настоящее время документ дорабатывается).
Антимонопольные органы говорят, что в 2010–2011 годах монополия стала работать с «дочками» через агентские структуры. В результате на рынке был избыток вагонов, но предоставляли не весь подвижной состав, говорят в ФАС. «Для крупных грузоотправителей доступность услуг (степень удовлетворения заявок) снизилась с 90 до 60%, а для малого и среднего бизнеса – с 75 до 35%», — говорится в сообщении ведомства.
Стоимость перевозок увеличилась до 30% и более, утверждают в ФАС.
В 2012 году ситуация улучшилась, говорят антимонопольщики. Однако заслуги РЖД здесь нет – требования по обеспечению грузоотправителей вагонами были закреплены в постановлении правительства от декабря 2011 года, утверждает ФАС. В этом документе на РЖД накладывается обязательство привлекать для перевозок полувагоны ВГК – на условиях общего парка, то есть по гостарифам.
РЖД обещают обжаловать решение антимонопольной службы. Компания ссылается на то, что ее заставляли предоставлять вагоны «дочек» для перевозки грузов по гостарифам. А компания считает парк ПГК и ВГК частным – вагоны были переданы этим компаниям в уставный капитал. РЖД жалуется, что ФАС считает вагоны «дочек» инвентарным парком – то есть общим, приписанным к определенной железной дороге.
Решение антимонопольной службы противоречит планами правительства по реформированию отрасли и выделению вагонной составляющей, считают в РЖД. Компания обвинила ФАС в попытке перечеркнуть решения правительства по демонополизации грузового вагонного парка. Соответствующий регламент арбитражный суд Москвы ранее признал недействительным. Но дело еще не закрыто – по нему рассматривается апелляция.
Наложенный во вторник штраф, возможно, не последний. ФАС рассматривает еще одно дело, касающееся введения «логического контроля» на отправку грузов с 15 станций, сообщил замглавы ведомства Анатолий Голомолзин. Речь идет о чрезмерных, по мнению грузоотправителей, требованиях для перевозки — по сопровождению грузов, номенклатуре и т. д.
Рассмотрение дела в ФАС выгодно для РЖД, считает гендиректор «InfraNews Маркет» Алексей Безбородов: монополия может обратить внимание правительства на отсутствие коммерческой эффективности отрасли грузоперевозок. По его мнению, РЖД добьются обжалования штрафа. «Нарушения фактически не было… У РЖД нет вагонов. ОАО не может просить ОАО работать на нерыночных условиях», — считает он.
Безбородов отмечает, что постановление правительства, на которое указывает ФАС, в 2010–2011 годах не действовало. По мнению эксперта, проблема заключается не в установлении тарифов, а в отсутствии системы регулирования грузоперевозок большим количеством операторов (их более 1800).
«Образовался избыток вагонов, а у грузовладельцев не было вагонов: они застревали везде по системе», — подчеркивает Безбородов.
Партнер компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев не согласен, что РЖД добьется отмены штрафа. «С претензиями выступили широким фронтом. Совсем уйти и ничего не платить вряд ли получится», — полагает эксперт.
По его мнению, 2,24 млрд штрафа станут для РЖД серьезным обременением. В 2012 году монополия ожидает чистую прибыль в размере 5-=5,3 млрд рублей, в 2013 году – 1,1 млрд рублей, напоминает он.
Николаев также не согласен с тем, что проблемы на рынке связаны с множеством операторов подвижного состава. «РЖД уполномочены на организацию перевозочного процесса, в их ответственности и инфраструктура, и локомотивная тяга, и перевозка ряда определенных грузов», — говорит Николаев.
«Монополист всегда будет действовать так, что без злоупотребления доминирующим положением ему не обойтись», — считает эксперт.
По его мнению, цели структурной реформы в железнодорожной отрасли не достигнуты. «Первая, Вторая грузовые компании – это тоже операторы, сохраняющие связи с РЖД. Монополизм сохраняется», — заключает эксперт.