Усилий греческого правительства, решившегося на жесткое сокращение расходов бюджета, несмотря на возражения парламентской оппозиции и протесты населения, переходившие в уличные бои, оказалось недостаточно для получения денег от международных кредиторов. Решение о выделении Греции 31,5 млрд евро финансовой помощи отложено на неделю. Руководители Еврогруппы и Международного валютного фонда (МВФ) — двух из трех членов «тройки» кредиторов, согласие которых является непременным условием выделения средств, — не только не смогли договориться о приемлемом размере госдолга страны в 2020 году, но и перешли в открытое противостояние.
Президент Еврогруппы премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер считает, что Греции нужно дать два дополнительных года на достижение целевых показателей. На пресс-конференции после совещания в Брюсселе в понедельник он заявил, что госдолг Греции должен составить 120% ВВП не к 2020 году, а к 2022 году. На что глава МВФ Кристин Лагард попыталась возразить.
«Я не шучу», — отрезал Юнкер и повторил, что срок будет сдвинут на два года. Лагард удивленно подняла брови и покачала головой. «На наш взгляд, приемлемые условия — это 120% к 2020 году, — сказала она (цитата по Financial Times.) — У нас явно разные точки зрения».
31,5 млрд евро входят в одобренный кредиторами в феврале 2012 года пакет помощи на 130 млрд евро и должны были быть перечислены Афинам еще в августе 2012 года. Но перевод отложили из-за отклонения Греции от целевых показателей, выявленного в ходе проверки представителями «тройки» кредиторов.
Сокращение расходов было ключевым условием выделения средств.
Разногласия между МВФ и представителями Евросоюза возникли несколько месяцев назад, но никогда раньше не подтверждались официально.
Еврокомиссия, позицию которой представил Юнкер, считает, что Греция справится самостоятельно, если предоставить большую свободу по срокам. Более пессимистичный МВФ полагает, что Греция не справится сама, а потому нужны более жесткие рамки и большая помощь извне.
Достигнуть согласия по срокам необходимо, поскольку от этого зависит план сокращения госдолга Греции и мера участия в нем «тройки». Перенос целевого показателя на 2022 год, скорее всего, ограничит участие «тройки» снижением ставки по кредитам. Более жесткий план может потребовать списания части долга, на что вряд ли согласится Германия. «Мы начали обсуждать ряд путей», — сказал Юнкер.
Чиновники надеются прийти к общему мнению на повторной встрече 20 ноября.
В то же время чиновники заявили, что не ожидают дефолта Греции на текущей неделе. В пятницу, 16 ноября, Афинам предстоит расплатиться с Европейским центробанком и погасить облигации на 5 млрд евро. Эти деньги греческое правительство рассчитывает собрать с рынка, разместив во вторник облигации. Но в понедельник газета Financial Times сообщила со ссылкой на источники в банковской среде, что греческие банки смогут выкупить бумаги только на 3,5 млрд евро, поскольку только такое количество они смогут использовать как залог при получении кредитов ЕЦБ. Без этих денег, полагают они, Греция может объявить дефолт. ЕЦБ не соглашается ни поднять уровень максимально допустимого количества греческих облигаций, находящихся у него в залоге, ни отложить платеж Афин. Некоторые эксперты трактуют жесткую позицию центробанка как попытку надавить на партнеров по «тройке» и ускорить принятие общего решения по госдолгу Греции.
Еврокомиссар по финансовой и экономической политике Олли Рен в понедельник постарался развеять опасения. Греческие банки, по его словам, настолько улучшили свое положение, что найдут необходимую сумму и выкупят все предложенные облигации и без содействия ЕЦБ.