Создание зоны свободной торговли с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) экономически нецелесообразно, решили эксперты, которые прорабатывали вопрос по заданию Минэкономразвития. О возможном создании зоны свободной торговли со странами АСЕАН первый вице-премьер Игорь Шувалов говорил еще в прошлом году. Научной проработкой вопроса занимались специалисты профильных исследовательских центров, материалы представлены в Минэкономразвития, рассказал «Газете.Ru» источник, близкий к ведомству, знакомый с их содержанием.
По мнению экспертов, прорабатывавших план создания зоны для МЭР, экономический эффект от зоны свободной торговли с АСЕАН нулевой или отрицательный.
Стартовые России в переговорном процессе изначально слабее. Страны АСЕАН уже участвуют в зонах свободной торговли, у них меньше защитных барьеров и более конкурентоспособная продукция. Они практикуют более высокие стандарты торговой политики, констатируют эксперты: страны АСЕАН ориентируются на Австралию, США, Новую Зеландию.
Создание такой зоны целесообразно только с политической точки зрения, уверены эксперты.
Речь идет о реальной вовлеченности России в процессы региональной интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе и укреплении доверия в отношениях со странами АСЕАН.
Вместе с тем торговый баланс ухудшится, а российские производители (в первую очередь сельское хозяйство, легкая промышленность и деревообработка) столкнутся с жесткой конкуренцией, в частности с более качественными и дешевыми рыбой, овощами и фруктами, а также одеждой из АТР.
Объем товарооборота между Россией и странами АСЕАН увеличился с $1 млрд в 2000 году до $15 млрд в 2011 году, сообщал ранее министр иностранных дел России Сергей Лавров. Официальная статистика и расчеты авторов исследования на основе гравитационной модели торговли расходятся: Лавров говорил о $12,5 млрд товарооборота в 2010 году, а исследователи — менее $10 млрд.
Масштабы товарообмена и инвестиций между Россией и АСЕАН мизерные: на них приходится 1,7% экспорта и 2,5% объема импорта. Услуги традиционно находятся в минусе — 0,9 и 2,7% соответственно. Отрицательное сальдо в торговле услугами в 2011 году увеличилось до почти $2 млрд с $500 млн в 2009 году. Россия вкладывает в страны АСЕАН всего 0,3% от общего объема инвестиций, а те — 0,1%. При этом, отмечают эксперты, потенциал роста в товарообмене не задействован: в 2008—2010 годах показатели по экспорту товаров могли быть выше на 77%, а импорта — на 96%.
За тот же период в секторе услуг были упущены 276% увеличения экспорта и 173% импорта.
Авторы отмечают, что развитию торговли препятствуют системные факторы: диспропорции российского экспорта, торговые издержки и барьеры.
В качестве перспективных направлений сотрудничества могут быть углеводородная и ядерная энергетика, добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство, аэрокосмическая отрасль и коммуникации, туризм и транспорт.
Для этого необходимо создавать стратегические альянсы между крупными компаниями, задействовать государственно-частное партнерство и экспертов. Проекты в конкурентных областях уже есть: строительство аэрокосмического комплекса на острове Биак (Индонезия), продажа Sukhoi SuperJet 100 Индонезии, создание боксито-глиноземного комплекса во Вьетнаме («Русал»), проект строительства железной дороги в Восточном Калимантане (Индонезия).
Но пока Россия решила сконцентрироваться на одной стране. «С точки зрения участия России в региональных соглашениях с государствами Юго-Восточной Азии о свободной торговле приоритетным направлением для нас является проведение переговоров о зоне свободной торговли с Вьетнамом (в формате Таможенный союз — Вьетнам)», — рассказали «Газете.Ru» в МЭР.
А для сотрудничества с АСЕАН ведомство разработало «дорожную карту». Там отражены торговля, инвестиции, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, промышленность, инновации и интеллектуальная собственность, человеческий капитал, туризм, малые и средние предприятия. «В качестве мер по развитию сотрудничества предлагаются в основном информационные мероприятия, налаживание постоянного обмена информацией по мерам тарифного и нетарифного регулирования, применяемым в России и в странах АСЕАН, инвестиционным возможностям сторон, обмен опытом и лучшими практиками в различных сферах», — говорят в МЭР.
Для желающих оценить логистику по России организуют демонстрационный прогон контейнеров: на судах в порты Дальнего Востока, а оттуда по Транссибу в Европу и Юго-Восточную Азию.
Главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик считает логичным заключение соглашения в первую очередь с Вьетнамом. «Здесь есть определенная наработка, экономическое взаимодействие, хозяйственные связи еще с советского периода. Легче попытаться создать зону свободной торговли на двусторонней основе, а потом, может быть, пытаться использовать Вьетнам как трамплин, ключ к интеграции со всем АСЕАН», — говорит эксперт. По его мнению, взаимодействие России на этом направлении выгодно в условиях замедления роста в Европе и США. «Вьетнам, как и другие страны АСЕАН, показывает положительную динамику экономического роста, логично взаимодействовать с этим локомотивом», — отмечает Лисоволик.
Опасения относительно наводнения России дешевыми овощами и рыбой можно нивелировать. «Россия может выстроить соглашение таким образом, что уязвимые секторы можно вынести за скобки или, как в случае с ВТО, прописать переходный период», — объяснил Лисоволик. По его словам, одним из приоритетных направлений российской торгово-экономической политики после заключения соглашения с Вьетнамом станет Индонезия.