Самый пессимистичный сценарий развития российской экономики до 2030 года, обсуждавшийся на заседаниях Валдайского клуба, — с ростом на 2%, неразвитыми политическими институтами и снижением спроса на нефть — оказался неоправданно позитивным.
«На дискуссиях говорили, что это слишком оптимистично: скорее всего, рост будет стремиться к нулю», — рассказал «Газете.Ru» политолог Сергей Караганов, участвовавший в вечерней встрече с президентом Владимиром Путиным.
Еще один сценарий от Валдая оптимистичный, предполагающий институциональное развитие, приток инвестиций и сохранение высокого спроса на традиционные статьи экспорта. Третий предполагает хороший спрос на нефть, но неразвитость институтов экономического и политического развития. Еще один — снижение спроса, но благоприятное развитие внутренней экономической ситуации (тогда прогнозируется рост в 3—4%).
«Четкого понимания достигнуто не было, будет еще дальнейшая работа», — говорит Караганов. Итоговый доклад эксперты Валдайского клуба намерены представить на Давосском форуме.
В основном участники дискуссии задавали Путину точечные вопросы, не связанные с общими докладами и сценариями. «Поэтому Путин давал ответы по общей экономической политике», — объясняет Караганов. Президент успокаивал: «на фоне того, что было (ранее, в 1990-е — «Газета.Ru»), можно не беспокоиться» — финансовые «подушки» есть, имеется тенденция к медленному улучшению, в том числе институциональному. В качестве позитивного фактора глава государства привел в пример приватизацию 7,58% акций Сбербанка.
Путин также говорил о бюджете-2012 и выразил надежду, что он будет профицитным. По расчетам Минфина, бюджет будет исполнен с дефицитом в 0,07% (42 млрд рублей). «Это можно считать погрешностью», — говорил в четверг глава ведомства Антон Силуанов.
Президенту пришлось объяснять и сделку «Роснефти» по выкупу доли ВР в ТНК-ВР. Сомнения были, признает он, так как поглощение госкомпанией этого актива не соответствует концепции сдерживания госсектора.
Путин объяснил такой подход тем, что среди акционеров ТНК-ВР были противоречия. В результате работа акционеров ТНК-ВР развивалась от конфликта к конфликту. «…Когда (…) руководство ВР пришло ко мне и сказало, что они хотели бы сотрудничать с компанией «Роснефть», мы не могли им сказать «нет», потому что иначе это смотрелось бы так, что мы их запихиваем под ТНК, с которой у них вечный конфликт», — сказал Путин.
Эксперты Валдайского клуба уверены, что докризисная модель развития России себя исчерпала. Добыча нефти достигла пика, а цены на энергоресурсы не будут обеспечивать увеличения притока валюты. «Эксперты считают, что в основном России везет благодаря ее топливно-энергетическому комплексу», — сказал политолог Александр Рар — также участник встречи.
А внутреннее потребление уже не так сильно, как раньше, стимулирует рост.
В прошлогоднем ноябрьском докладе «Валдая» отмечалось, что динамика развития общества опережает динамику трансформации политической системы, а структура экономики становится примитивнее. «Коррупция стала главным фактором, определяющим политику государства во многих сферах, приводит к ослаблению власти и даже снижению уровня безопасности», — отмечалось в документе.
Бюрократия фактически вышла из-под контроля верховной власти, говорилось в докладе.
Как и эксперты Давоса, участники Валдайского клуба говорят о необходимости укрепления верховенства закона, борьбы с коррупцией, укрепления демократических и рыночных институтов, конкуренции как в политике, так и в экономике. Впрочем, кабинеты чиновников завалены планами действий, но преобладает консерватизм. В первую очередь главы государства.