Россия может не успеть подписать многосторонний меморандум о взаимопонимании с Международной организацией комиссий по ценным бумагам (IOSCO), упрощающий взаимодействие регуляторов разных стран, предупредил руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Дмитрий Панкин. «Есть серьезная угроза, что нас внесут в «серый список» стран, которые не подписали меморандум IOSCO», – сказал он.
Меморандум предусматривает обмен информацией, в том числе конфиденциальной, между регуляторами рынка ценных бумаг стран – участников соглашения.
Присоединившись к меморандуму IOSCO, ФСФР, в частности, сможет получать от иностранных коллег данные об иностранных компаниях, работающих на российском рынке.
Те страны, которые не подписали документ, вносятся в «серый список» IOSCO, а те, которые совсем не идут на контакт, – в «черный».
Чтобы Россию не внесли в «серый список», стране нужно подписать меморандум до 1 января 2013 года. Но российское правительство до сих пор не одобрило соответствующий документ. По словам Панкина, камнем преткновения стали нормы, касающиеся раскрытия информации о банковских счетах физических лиц.
Участие России в международном соглашении было политическим решением. В прошлом году Дмитрий Медведев — на тот момент президент России — поручил внести в законодательство необходимые изменения, направленные на присоединение России к IOSCO. После этого Минфин опубликовал на своем сайте законопроект о внесении необходимых изменений в законы «О банках и банковской деятельности» и «О рынке ценных бумаг».
Попадение России в «серый список» IOSCO может стать препятствием для создания в стране финансового центра и привести к снижению ее инвестиционного рейтинга.
«Это грозит тем, что будут введены ограничения на работу с нашими участниками фондового рынка.
Например, если участник американского рынка, имеющий лицензию SEC, будет выстраивать операции с российской компанией — контрагентом, то на все отношения с российской компанией будут накладываться более серьезные нормы по резервированию, ограничению активов. Могут быть введены новые ограничения», — пояснил Панкин.
«Внесение в «серый список» скажется отрицательно на России в целом, надеюсь, что найдут какой-то способ этого избежать», — прокомментировал Рубен Аганбегян, глава ФК «Открытие».
Доступ ФСФР к информации — это больше политический вопрос, чем экономический, считает Анатолий Гавриленко, председатель наблюдательного совета «Алор»: «Почему одно ведомство (ЦБ) имеет доступ к информации о счетах, а другое (ФСФР) нет? Может быть, процесс замедлился в свете создания мегарегулятора?»