В пятницу депутаты Госдумы рассмотрели в первом чтении проект федерального бюджета на 2013—2015 годы. Представленный проект сверстан с учетом указов президента Владимира Путина от 7 мая, в которых отражены его предвыборные обещания, заявил, представляя бюджет, министр финансов Антон Силуанов. Они будут приоритетными для правительства, в ближайшие три года на их реализацию запланировано 1,145 трлн руб. (277 млрд в 2013-м, 381 млрд в 2014-м, 487 млрд в 2015-м), сообщил он.
Одновременно правительство планирует уменьшить зависимость бюджета от нефтегазовых доходов. С этой целью, напомнил Силуанов, вводится бюджетное правило: доходы казны будут рассчитываться, исходя не из прогнозной стоимости нефти, а из средней цены за пять лет с ежегодным увеличением этого периода на один год. В ближайшие три года эта цена составляет $92, $93 и $94 за баррель соответственно.
«Это очень важно в случае падения цены на нефть, чтобы нам не пришлось переписывать бюджет, снижая расходы», — пояснил Силуанов.
Самое худшее, что может быть, — «это сокращение наших обязательств, расторжение контрактов, невыполнение их в ходе исполнения бюджета», подчеркнул министр. И признал, что «сегодня мы в большей степени зависим от доходов, получаемых от нефти и газа», чем в предыдущие годы.
Почти половина доходов бюджета формируется за счет продажи углеводородов.
Сбалансированности бюджета в 2013 году можно достичь только при стоимости нефти $105,1 за баррель, причем до кризиса сверстать бездефицитный бюджет было можно при цене $25—30, сказал Силуанов.
Чтобы планы экономии не вступили в противоречие с увеличение социальных обязательств государства, свой вклад в реализацию обещанного Путиным придется внести регионам. По плану Минфина, они должны потратить на эти цели больше, чем федеральный центр: около 1,5 трлн рублей.
Регионам, которым трудно самостоятельно справиться с возросшей нагрузкой, Минфин поможет, заверил Силуанов. В федеральном бюджете заложены дотации на сбалансированность региональных бюджетов и ликвидацию кассовых разрывов по 100 млрд руб. ежегодно, а также бюджетные кредиты — 75 млрд руб. ежегодно.
Это позволит регионам не наращивать долговую нагрузку, пояснил министр.
Планы Минфина подверг сомнению глава Счетной палаты (СП) Сергей Степашин. Угроза для реализации майских указов президента лежит именно в сфере распределения средств между федеральным и региональными бюджетами, предупредил он.
По подсчетам СП, дотации и кредиты из центра покроют едва ли третью часть дополнительных расходов регионов на социалку.
В подтверждение Степашин рассказал о ситуации в Бурятии, которую недавно посетил. На реализацию указов президента региону потребуется в 2013 году более 4 млрд рублей, а федеральная дотация на данные цели предусмотрена 700 млн рублей. «С учетом этого дефицит бюджета этой республики оценивается в 4,6 млрд рублей», — отметил Степашин.
Он предложил не складывать все сверхдоходы от продажи нефти в резервные фонды (до 7% ВВП), а направлять хотя бы часть средств на инвестиции, инфраструктурные проекты. Со Степашиным согласился председатель комитета Госдумы по бюджету единоросс Андрей Макаров.
«Одно дело — взять доходы и положить их в кубышку, другое — развивать экономику. Нам надо найти золотую середину. А то окажется, что мы сложим, а кризис не ударит. И что они там лежать-то будут?»
— вопросил депутат. Не понравилось Макарову, как правительство тратит деньги: «Мы очень серьезно увеличивали расходы все эти годы, это было основным средством борьбы с кризисом. Но качество роста, которое определяется только расходами, не может нас устроить».
И макроэкономические параметры бюджета единороссу тоже не глянулись. Правительство планирует, что инвестиции в основной капитал в 2013 году вырастут на 7,2%. Во-первых, не очень понятно, как такого прироста можно добиться с учетом рекордного оттока капитала, отметил Макаров. «Но, главное, мы должны понимать, что даже этот рост не обеспечивает роста ВВП, которые заявлены в бюджете. А ведь рост ВВП — это те же самые риски недофинансирования, риски того, что нам придется сокращать расходы», — предупредил депутат.
Заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» Оксана Дмитриева назвала проект бюджета «антисоциальным, не инновационным и не инвестиционным».
«Основная задача, которая решается в бюджете, это складирование денег от нефти и газа в резервном фонде. Мы не едим, не пьем, не создаем семью, мы копим себе на похороны»,
— негодовала Дмитриева. И надеяться, что повышенную социальную нагрузку возьмут на себя регионы, нельзя. Их доходы не могут быть увеличены за три года на 12%, как это запланировано в проекте федерального бюджета. «У регионов нет таких денег, у них нет денег на рост зарплат, это большой обман!» — резюмировала Дмитриева.
От имени фракции она предложила Госдуме альтернативный проект бюджета, предусматривающий, в частности, введение налога на роскошь и прогрессивную шкалу подоходного налога.
Впрочем, Макаров раскритиковал и этот подход. Он предложил не хоронить заранее самих себя и сравнил альтернативный бюджет с позицией алкоголика. «Эсеры предлагают напиться-наесться напоследок, а родственники потом похоронят», — съязвил Макаров.
Против правительственного проекта выступил и глава фракции КПРФ Геннадий Зюганов. ЛДПР поддержала проект.
В результате основной финансовый документ страны на ближайшие три года был одобрен в первом чтении. Ко второму депутаты пообещали поработать над устранением нестыковок.