Президент России Владимир Путин поздним вечером вторника обсудил с главой «Роснефти» Игорем Сечиным и топ-менеджерами ВР Карлом-Хенриком Сванбергом и Робертом Дадли перспективы расширения присутствия британской компании на российском рынке. Протокольную часть встречи после 23.00 по московскому времени показали телеканалы.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков уточнил, что Сванберг и Дадли сами обратились к российскому президенту с просьбой их принять.
«Роснефть» не смогла оперативно прокомментировать ситуацию.
В ВР «Газете.Ru» заявили: руководство компании заверило президента в том, что ВР «заинтересована в долгосрочном и взаимовыгодном сотрудничестве с Россией и что переговоры о возможном выходе из ТНК-ВР (британской компании принадлежит 50%) не означают намерения ВР уйти из России».
О том, что ВР намерена выйти из капитала ТНК-ВР, британская компания заявила в начале июня. Интерес к активу проявляли как российские акционеры СП (консорциум AAR в составе Alfa Михаила Фридмана, Access Леонарда Блаватника и Renova Виктора Вексельберга), так и «Роснефть». По акционерному соглашению BP и AAR, британская компания имеет право вести переговоры о продаже доли с другими претендентами, но без права на заключение сделки в течение 90 дней со старта диалога с AAR.
В среду представитель ВР сообщил «Газете.Ru», что переговоры с заинтересованными сторонами продолжаются, но окончательное решение будет принимать совет директоров британской компании, исходя из наиболее выгодного предложения.
Но источники Debtwire утверждают, что «Роснефть» уже планирует занять до $15 млрд для финансирования покупки доли BP в ТНК-BP.
Теоретически сделка будет возможна во второй половине октября. Акционерное соглашение ВР и AAR предусматривает проведение переговоров с российским консорциумом в течение 90 дней, которые в данном случае истекают 17 октября.
Аналитик Номос-банка Денис Борисов полагает, что речь также идет о возобновлении сотрудничества «Роснефти» и ВР по разработке арктического шельфа России, которое сорвалось в прошлом году из-за вмешательства консорциума AAR.
В середине января 2011 года компании объявили о заключении соглашения по обмену акциями (ВР должна была передать «Роснефти» 5% акций, получив взамен 9,5% акций российской компании, пакеты оценивались в $7,8 млрд) и созданию совместного предприятия для освоения трех участков в Карском море, общие ресурсы которых оцениваются в 4,9 млрд тонн нефти и 8,3 трлн кубометров газа.
Для сравнения, годовое потребление нефти в мире составляет около 4,4 млрд тонн нефти и примерно 3,3 трлн кубометров газа.
«Нефтяная сделка века», так ее называли российские чиновники, была предложена Сечиным, тогда занимавшим пост вице-премьера, курирующего топливно-энергетический комплекс.
Первоначальные инвестиции в проект оценивались от $1,4 млрд до $2 млрд. Общий объем вложений, как сказал в прошлом году Владимир Путин, занимавший тогда кресло премьер-министра, может достигнуть $200—300 млрд. Путин уточнял, что речь идет только о прямых инвестициях. «А если говорить об инфраструктуре, строительстве необходимых сооружений, обустройстве территории, то инвестиции могут дойти до $500 млрд», — отметил премьер.
Но российские акционеры ТНК-ВР — консорциум AAR — выступили против. По их мнению, альянс BP и «Роснефти» нарушает акционерные соглашения ТНК-ВР. Согласно им британская компания должна вести всю свою деятельность в России исключительно через ТНК-ВР.
Дело дошло до международного суда. В мае 2011 года Стокгольмский арбитраж постановил: обмен акциями между BP и «Роснефтью» возможен, только если ТНК-BP войдет в арктический проект.
После этого «Роснефть» расторгла сделку. Позже место ВР в проекте разработке Карского моря заняла ExxonMobil, получившая 33,3%.
Также к разработке российского шельфа присоединились итальянская Eni и норвежская Statoil, получившие по 33,3% в проектах в Баренцевом и Охотском морях. Eni примет участие в разработке Федынского и Центрально-Баренцевского участков в Баренцевом море, Statoil там же получит доступ к Персеевскому участку, а также к участкам Магадан-1, Лисянский и Кашеваровский в Охотском море.
В мае текущего года несколько источников сообщали «Газете.Ru», что сотрудничество «Роснефти» и ВР может возобновиться. Один из миноритарных акционеров российской госкомпании предположил тогда, что «Роснефть» выкупит долю AAR в ТНК-ВР, после чего проведет обмен акциями с ВР. После этого совместное предприятие выйдет на арктический шельф России.
Но последнее заявление ВР эксперты считают подтверждением намерения продать долю в ТНК-ВР. После этого британский концерн сможет подключиться к арктическим проектам «Роснефти», не опасаясь протестов AAR.
«ВР нужна «Роснефти» как обладатель технологий, — отмечает Борисов. — Но возможности выхода на шельф весьма ограничены: основные шельфовые активы уже предложены Exxon, Eni и Statoil».
Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев также считает, что основной целью ВР является арктический шельф. «Но не единственной, — уверен Танкаев. — Кроме того, ВР наверняка заинтересует прибрежная зона, так как вести шельфовые проекты, не опираясь на береговые, бессмысленно. В частности, речь может идти о побережье Ненецкого автономного округа».
Кроме того, по словам Танкаева, ВР традиционно интересуют проекты в Восточной Сибири, дающие выход на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, причем не только уже существующие, но и перспективные. ВР может заинтересоваться и российским сектором Каспийского моря. «Британская компания активно работает на Каспии (особенно в азербайджанском секторе. — «Газета.Ru»), а российский сектор по сравнению с казахстанским, азербайджанским и туркменским практически не изучен», — говорит эксперт.
Танкаев пояснил, что у России возникли определенные проблемы с разработкой каспийских запасов: после того как уровень моря резко упал, понадобилось оборудование для работы на малых глубинах, а у России такого нет. «Здесь ВР могла бы помочь технологиями и техникой», — полагает он.