Минфин предложил депутатам «Единой России» внести поправки в Бюджетный кодекс, максимально упрощающие процедуру принятия трехлетнего бюджета, рассказали «Газете.Ru» трое депутатов фракции.
Сейчас проект бюджета вносится на рассмотрение депутатов правительством и проходит утверждение в трех чтениях: сначала одобряются его основные параметры, потом — доходные и расходные статьи. До 2005 года включительно бюджет принимался в четырех чтениях. Зато в последние годы появилось еще одно, неофициальное, так называемое нулевое чтение бюджета. В его ходе Минфин договаривается с правящей партией о ключевых параметрах документа, что лишает представителей оппозиции возможности значительно влиять на бюджет при его официальном рассмотрении. Теперь Минфин хочет и вовсе свести прохождение главного финансового документа в Госдуме к технической процедуре.
По замыслу чиновников, бюджет можно принимать так же, как сейчас Россия ратифицирует международные договоры. В этом случае Думе остается либо принять документ, либо отклонить его. Обсуждение возможно, но без последствий для текста законопроекта.
Это предложение стояло отдельным пунктом в повестке собрания фракции «Единой России» в понедельник, сообщил один из участников заседания. «Мы были вынуждены обсудить эту проблему наряду с приоритетными законопроектами, которые предстоит обсудить Госдуме в осеннюю сессию», — рассказал депутат.
Источник в Госдуме, близкий руководству нижней палаты, подтвердил, что это была инициатива Минфина. И понимания среди депутатов проправительственной фракции она не нашла. «Людей, которые поддержали бы ее, просто не было», — подчеркнул источник.
«Минфин считает бюджет своим кошельком, и ему не нравится, что законодательная власть вправе распоряжаться им, исходя из своего представления о прекрасном», — сообщил другой депутат, добавив, что похожие попытки исполнительная власть предпринимала и при предыдущем созыве Думы.
Глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров отказался комментировать итоги закрытого заседания фракции. Ранее Макаров не раз говорил о необходимости «усиления роли парламента» как на стадии принятия бюджета, так и на стадии его реализации — за счет усиления парламентского контроля. При обсуждении в третьем чтении проекта бюджета-2012—2014 в мае этого года Макаров заявлял: «Мы считаем, что должны быть внесены необходимые изменения в Бюджетный кодекс, которые позволят принимать следующий бюджет уже по новым правилам. Эти правила действительно включат контроль депутатов за эффективностью расходов каждого рубля из бюджета».
Пресс-служба Минфина в понедельник вечером была недоступна для комментариев.
В мире есть страны, где парламент только ратифицирует бюджет. Это парламентские республики, где министры могут быть членами парламента и где депутаты назначают правительство, рассказала депутат Госдумы от «Справедливой России», первый зампред комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева.
«В нашей ситуации парламент не влияет на министров, мы их не назначаем. Единственный рычаг, который есть у нашего парламента, это контроль над бюджетом, возможность поменять любую цифру в бюджете», — пояснила Дмитриева.
Если Госдума потеряет право давать санкцию на расходование средств налогоплательщиков, это фактически будет означать изменение Конституции в части разделения полномочий между ветвями власти, уверена депутат-справоросс. Кроме того, напомнила Дмитриева, публичное рассмотрение бюджета — эффективный инструмент борьбы с коррупцией.
Если инициатива Минфина пройдет, бюджетный процесс превратится в фикцию, согласен с Дмитриевой партнер ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев: «У нас и так в последние годы Госдума только штамповала бюджет, но какие-то поправки, корректировки вносились, что-то пытались делать. Но к этому шло дело — все эти нулевые чтения, переносы и сокращения сроков рассмотрения».
Впрочем, эксперт не исключил, что Минфин намеренно забрасывает более жесткую версию, чтобы позже провести компромиссный вариант: «Сначала испугать, чтобы потом любая уступка казалась депутатам победой».
Например, речь может идти о статье 212 Бюджетного кодекса, регламентирующей правку уже принятого бюджета. По действующему закону правительство обязано вносить в Госдуму предложение об изменении параметров бюджета, если поступления в него оказались на 10% ниже запланированных. Если доходы оказались на 10% выше прогноза и Минфин не внес поправки о том, как надо потратить дополнительные деньги, свои предложения на этот счет вправе делать любой из субъектов законодательной инициативы, в том числе каждый из депутатов. Если планка будет сдвинута, например, на уровень 20%, это даст значительную свободу действий правительству в условиях ожидаемого кризиса.