Накануне встречи лидеров стран АТЭС Владимир Путин выступил на деловом форуме АТЭС перед иностранными инвесторами. Президент призвал расставить точки над i, договориться о допустимом уровне протекционизма, рассказал о Таможенном союзе и создании Евразийского экономического союза, о сотрудничестве в энергетике и инновациях. Во время выступления докладчик сверялся с бумагой, которую держал в руках. Инвесторы оживились, когда пришло время вопросов и ответов. Самыми активными были китайские бизнесмены, которых интересовало, в какие отрасли российской экономики можно вложить деньги, как в России обстоят дела с защитой прав инвесторов.
От российский инвесторов выступил глава «Роснефти» Игорь Сечин. Предоставляя ему слово, модератор форума глава ВТБ Андрей Костин напомнил, что 7 сентября у Сечина день рождения, и предложил его поздравить. Присутствующие зааплодировали.
Глава «Роснефти», бывший вице-премьер по ТЭКу, спросил у Путина о возможности снижении импортных пошлин при поставке энергоносителей в страны Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества.
О каких именно энергоносителях и каких странах идет речь, Сечин не уточнил. В ответ Путин заметил, что этот вопрос лучше задать лидерам стран АТЭС, но подчеркнул, что сверхзадача для организации — создание «свободного рынка».
В пример Путин поставил Китай, который разрешит экспортировать продукцию Тянцзинского завода. Соответствующее решение было принято в ходе встречи российского президента и главы КНР Ху Цзиньтао.
«Он проинформировал нас о том, что совместное предприятие в Тяньцзине будет наделено правом закупать нефть и нефтепродукты и экспортировать, и реализовывать на внутреннем рынке Китая. Впервые в КНР принято такое решение в отношении предприятия с иностранным участием, в данном случае с участием российского капитала», — подчеркнул Путин..
В совместном предприятии «Китайско-российская восточная нефтехимическая компания», о которой упомянул Путин, «Роснефти» принадлежит 49%, остальное — китайской CNPC. Компания строит нефтеперерабатывающий завод в китайском Тяньцзине (мощность – 13 млн тонн в год). Строительство завода должно завершиться в 2015 году, на 70% он будет обеспечен именно российским сырьем. Остальное будет поступать с Ближнего Востока. «Роснефть» участвует в еще одном проекте с Китаем: межправительственное соглашение о поставках российской нефти в Китай по нефтепроводу Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) в объеме 15 млн тонн в год было заключено в 2009 году и должно было действовать с 2011-го по 2030 год. Под него китайский Банк развития предоставил «Роснефти» и «Транснефти» кредиты на общую сумму $25 млрд.
«Снижение ввозных пошлин на российские энергоносители означает снижение их цены на внутреннем рынке стран-импортеров, — комментирует заведующий сектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов. – Таким образом, российский продукт будет более конкурентоспособен, так как будет более дешев».
Но Путин ясно дал понять – не стоит требовать большего, чем доступ на китайский внутренний рынок, считают эксперты.
«Путин обозначил, что сама возможность выхода на китайский рынок – уже достижение», — говорит главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова.
Источник в нефтяной отрасли рассказал «Газете.Ru», что, скорее всего, глава «Роснефти» добивался снижения импортных пошлин для стран АТЭС в интересах самой «Роснефти».
По мнению собеседника «Газеты.Ru», Сечин просит снижения импортных пошлин не для того, чтобы в странах АТЭС был дешевый бензин, а для того, чтобы российскую нефть было выгодно там перерабатывать и переработанная нефть вернулась в Россию в виде топлива.
«Путин сказал о том, что СП «Роснефти» и CNPC не просто выйдет на внутренний рынок, а получит право на экспорт. Но с экономической точки зрения выгоднее всего экспортировать топливо обратно в Россию». По словам источника, в странах АТР цена бензина значительно ниже, чем на российском Дальнем Востоке. Это связано с перенасыщенностью топливного рынка Азии. «Например, Анадырь закупает бензин у Кореи», — указывает источник. В Китае топливные цены регулируются государством, а в других странах АТР нет дефицита топлива. «И поэтому логично было бы с экономической точки зрения поставлять продукты нефтепереработки назад в Россию, — отмечает источник. – Другого экономически обоснованного направления нет».